Министерство просвещения РФ (в лице замдиректора Департамента цифровой трансформации и приоритетных проектов О.А. Дмитриевой) ответил отказом на просьбу ОУЗС предоставить доклад Правительству по итогам ЦОС. При этом переведя стрелки в части ответов на наши конкретные вопросы на Рособрнадзор/Роспотребнадзор.
Важно напомнить, о чем мы спрашивали в контексте итогов эксперимента ЦОС:
1) Предоставить копию доклада Минпросвещения РФ в Правительство РФ об итогах эксперимента ЦОС, указанного в приложении к настоящему обращению.
2) Разъяснить:
- каковы официальные результаты эксперимента по реализации федерального проекта «Цифровая образовательная среда»?
- какие решения приняты по результатам завершения указанного эксперимента?
- каким образом можно ознакомиться с результатами завершившегося эксперимента?
- каким образом оценивалось качество образования, полученного участниками эксперимента ЦОС?
- какие выводы и на каком основании были сделаны относительно проведенной оценки качества образования, полученного обучающимися в ходе эксперимента?
- исследовалось ли влияние цифровой образовательной среды на здоровье учеников?
- если исследовалось, то каковы аспекты такого исследования? Какое влияние было выявлено на организм ребенка, обучающегося в цифровой образовательной среде (влияние как на отдельные органы и функции, так и на системы организма)?
- была ли дана оценка тому, как был освоен учебный материал? Какие были результаты в контрольной группе и в экспериментальной?
- какие были использованы методики проведения исследований? Каковы сроки указанных исследований? Какое количество участников-школ, обучающихся, родителей, учителей было задействовано в эксперименте ЦОС?
- каким образом производилось сравнение полученных результатов? Что было принято эталоном для сравнения и оценки полученных результатов?
Вот что нам ответили по поводу доклада Минпросвета Правительству об итогах ЦОС:
«…действуя в рамках полномочий, предусмотренных Положением о Министерстве просвещения РФ и признании утратившими силу некоторых актов Правительства РФ, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28 июля 2018 г. № 884, Минпросвещения России направляет в Правительство РФ проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ и другие документы, по которым требуется решение Правительства РФ, по вопросам, относящимся к установленной сфере ведения Министерства, в том числе доклады о проделанной работе. Указанная документация не относится к общедоступной информации о деятельности государственных органов, размещаемой в сети «Интернет», согласно статьи 13 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».
То есть для Минпросвета история с внедрением ЦОС – это не вопрос высочайшей социальной значимости, общенародного, общенационального значения, а просто рядовой доклад министерства руководству Правительства о проделанной работе в рамках его приказа/директивы по части внедрения эксперимента «Цифровая образовательная среда» (директива эта прописана в соответствующем Постановлении Правительства об эксперименте ЦОС).
Информацию по итогам эксперимента ЦОС Минпросвет решил сделать конфиденциальной, закрыть от народа, от всех участников образовательных отношений. И в Правительстве, и конкретно в Минпросвете, искренне уверены, что это нормально! Но мы так не считаем.
Г-жа Дмитриева снова «ткнула носом» в официальные итоги эксперимента, выложенные в открытый доступ на сайте Минпросвета в качестве презентации. Проблема в том, что они никуда не годятся. Эти итоги целиком и полностью (можете сами изучить - https://docs.edu.gov.ru/document/5fcd89a4af0b428e8189314120a9c5c3/download/6047/) – про то, как внедрили цифровые платформы в школьное образование. Про то, сколько IT-оборудования в школы поставили, как создали ФГИС «Моя школа» и «Сферум», как привязали ФГИС «Моя школа», региональные образовательные ИС к Госуслугам (авторизации в ЕСИА). То есть это отчет не о реальных результатах эксперимента с электронным обучением школьников, а просто сообщение о том, как участниками эксперимента, Минпросветом и Минцифрой выполнялись директивы цифротрансформеров, поставивших безальтернативную задачу по оцифровке и виртуализации школьного образования.
Далее Минпросвет пишет:
«По вопросу оценки качества образования и усвоения учебных материалов в ходе проведения эксперимента сообщаем…» - и долго перечисляет виды оценки успеваемости в школе, включая ГИА.
«Под качеством образования понимается комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося», - сообщает нам Минпросвет.
Законы мы тоже читать умеем, мы все это знаем, но вопрос-то был у нас конкретный: про СРАВНЕНИЕ качества образования школьников-участников эксперимента ЦОС с тем же качеством образования в регионах/школах, где данный эксперимент не проводился. Что мешало в 2021 г. взять конкретные показатели успеваемости школьников и провести сравнение? Уверены, что ничего. Но такой задачи Минпросвету/Рособрнадзору просто никто не ставил. Вот и результат.
«По вопросу влияния цифровой образовательной среды на здоровье обучающихся Минпросвещения России отмечает, что непременным условием проведения эксперимента было соблюдение санитарно-эпидемиологических требований, направленных на предотвращение вредного воздействия факторов среды обитания на здоровье населения, в том числе детей, требований к безопасным условиям работы с электронными средствами обучения (СанПиН 1.2.3685-21, СП 2.4.3648-20)», - ответили нам в Департаменте цифровой трансформации.
И далее зачем-то начали расписывать эти пункты СанПиН. Хотя у нас был совершенно конкретный вопрос: как менялись (если менялись) показатели/состояние здоровья обучающихся в ходе проведения эксперимента ЦОС, какое влияние на здоровье учеников было отмечено? Внятного ответа снова дано не было.
«При этом Департамент уточняет, что созданные при проведении эксперимента материально-технические и информационно-технологические решения дополняют и не заменяют традиционную форму обучения. Внедрение современных технологий расширяет возможности образовательных организаций по освоению новых направлений в существующих предметных областях и синхронизированы с изменением в действующих процедурах оценки качества образования», - заверили нас в последнем абзаце ответа.
Да уж, мы отлично видим, как внедрение ЭСО синхронизируется с превращением ВПР/МЦКО в обязательные мероприятия, без которых во многих школах аттестацию по итогам учебного года уже не получить. Все эти ВПР, по сути, – ЕГЭ в миниатюре, представляют собой выполнение тестовых заданий за компьютером без участия преподавателя.
Вместо вменяемых данных/цифр/показателей того, как эксперимент ЦОС повлиял на успеваемость и здоровье обучающихся школ 15 подопытных регионов, Минпросвет отфутболил нас в Роспотребнадзор и Рособрнадзор. Так и не дав никакой конкретики по итогам эксперимента ЦОС.
По поводу финальных заверений Минпросвета, что ЭСО (что по сути и есть основа для ЦОС) «дополняют и не заменяют традиционную форму обучения», якобы «расширяют возможности» школ и т.д. комментировать даже не хочется, потому что заход на непосредственную замену живого учителя нейросетью у нас уже запущен - тем же вездесущим Сбером и другими цифротрансформерами в образовании (см. фактуру в материале коллег РИА «Катюша» - https://t.me/ouzs_ru/10003).
Придется теперь прокуратуре подталкивать Минпросвет к более вменяемым ответам. Или хотя бы к признанию, что вменяемых ответов у него нет.
Наша деятельность ведется на общественных началах и энтузиазме. Мы обращаемся к Вам с просьбой оказать посильную помощь нашей экспертной и правозащитной деятельности по защите традиционной семьи и детей России от западных технологий и адаптированных с помощью лоббистов законов. С Вашей помощью мы сможем сделать еще больше полезных дел в защите традиционной Российской семьи!
Для оказания помощи можно перечислить деньги на карту СБЕРБАНКА 4276 5500 3421 4679,
получатель Баранец Ольга Николаевна
или воспользуйтесь формой для приема взносов: