Напомним, что ФГИС «Моя школа» – это федеральная государственная информационная система Министерства просвещения России «Моя школа», внедрение которой обусловлено реализацией и дальнейшим развитием проекта «Цифровая образовательная среда» (ЦОС).
Подробный анализ ФГИС «Моя школа» здесь.
Анализируя законодательство ФГИС «Моя школа» с учетом ранее произведенных разборов и изучения внедрения цифровой образовательной среды в целом, мы пришли к выводу, что внедрение целевой модели цифровой образовательной среды в сфере общего образования в целом, а ФГИС «Моя школа» - в частности, приведет к уничтожению традиционного очного образования, что представляет собой страшную угрозу всему будущему нашей страны. Другими угрозами являются потенциальный вред здоровью, установление тотального электронного контроля за детьми и их родителями, возможность бесконтрольного распространения их персональных данных как путем легальной торговли ими, так и нелегального хищения из содержащих их систем, а также потенциальная возможность того, что с течением времени будущее детей будет определять искусственный интеллект.
Следует отметить, что отказываясь от тех или иных госуслуг в сфере образования в электронной форме, требуя производить обработку персональных данных в традиционном виде на бумажном носителе, родители сталкиваются с трудностями в виде отказов, мотивированных тем, что согласие на ОПД автоматизированным способом якобы не требуется и что школа имеет право использовать электронные средства и сервисы для осуществления госуслуг в сфере образования в электронном виде.
Однако эти утверждения на законе не основаны.
Во-первых, не основаны на законе утверждения о том, что при обработке ПД обучающихся согласие не требуется, мотивированные ссылками на п.4 ч.1 ст. 6 ФЗ от 27 июля 2006 №152-ФЗ, поскольку в данном случае не учтено важное положение о том, что указанная норма применяется и трактуется крайне узко, то есть ее применение строго ограничено одной-единственной целью обработки ПД: например, нотариус устанавливает личность наследника; суд рассматривает дело, установив личности сторон и тп.
Тогда как оказание государственных услуг в сфере образования в электронной форме предполагает обработку персональных данных школьника во ФГИС «Моя школа», которая представляет собой совокупность систем и сервисов с разветвленными целями и доступом широкого круга лиц к ПД обучающихся.
Исходя из изложенного, ссылка на п.4 ч.1 ст. 6 ФЗ от 27 июля 2006 №152-ФЗ в обоснование довода о том, что согласие на ОПД от родителей (законных представителей) получать не требуется в ходе оказания государственных услуг в сфере образования в электронной форме, основана на неверном толковании закона.
Во-вторых, согласно ч. 2 ст. 16 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных», решение, порождающее юридические последствия в отношении субъекта персональных данных или иным образом затрагивающее его права и законные интересы, может быть принято на основании исключительно автоматизированной обработки его персональных данных только при наличии согласия в письменной форме субъекта персональных данных или в случаях, предусмотренных федеральными законами, устанавливающими также меры по обеспечению соблюдения прав и законных интересов субъекта персональных данных.
В силу ч.3 ст. 16 ФЗ «О персональных данных» «Оператор обязан разъяснить субъекту персональных данных порядок принятия решения на основании исключительно автоматизированной обработки его персональных данных и возможные юридические последствия такого решения, предоставить возможность заявить возражение против такого решения, а также разъяснить порядок защиты субъектом персональных данных своих прав и законных интересов».
Учитывая, что операторы ПД занимаются комплексной обработкой персональных данных обучающихся в государственных информационных системах, то в результате указанной обработки персональных данных наступление тех или иных юридических последствий обязательно будет иметь место, самое очевидно из которых – выдача аттестата об основном общем образовании.
Поэтому не может идти речь о том, чтобы это юридическо-значимое последствие наступило исключительно при обработке персональных данных автоматизированным способом без согласия законных представителей школьников.
Другой негативный аспект введения ФГИС «Моя школа» - внедрение электронного обучения с применением дистанционных образовательных технологий (ЭО и ДОТ), о вреде и об опасностях которых мы очень много писали и об отказе от которых речь пойдет ниже, в нашем алгоритме.
Пошаговый алгоритм – как отказаться от регистрации в системе ФГИС «Моя школа»
1) Подать общее заявление против ФГИС «Моя школа»____СКАЧАТЬ образец 1
2) Узнать в школе (можно просто устно, можно ознакомиться с документами в школе или на сайте школы) – является ли школа участником эксперимента ЦОС и если является, то отказаться от участия в эксперименте ЦОС.
3) Если школа не является участником ЦОС – отказаться от ЭО и ДОТ.
4) отказаться от обработки персональных данных автоматизированным способом в школе.
5) Отказаться от электронного учета успеваемости и госуслуг в электронной форме в сфере образования.
ВАЖНО! В инструкциях, ссылки на которые приведены выше, содержатся алгоритмы оспаривания отказов родителям. Если Вам отказали в школе, то нужно скачать бланки жалоб и следовать рекомендуемому алгоритму обжалования в той инструкции, согласно рекомендациям которой Вы действовали.
Напомним, что вопросы, касающиеся обработки персональных данных обучающихся, Вы можете задать в группу Народного юриста «по детским вопросам».
ВНИМАНИЕ!!! есть дополнение (ноябрь 2022 года).
Департамент цифровой трансформации и больших данных Министерства просвещения Российской Федерации в ответ на наш запрос об обязательности регистрации в системе ФГИС «Моя школа» и последствиях отказа от регистрации, разъяснил, что «Отказ субъекта персональных данных (законного представителя) от подписания согласия и предоставления персональных данных не может являться основанием для отказа в оказании образовательных услуг.
Как разъясняет нам Департамент цифровой трансформации и больших данных Министерства просвещения Российской Федерации: «Создание ФГИС «Моя школа» не предполагает переход на использование исключительно дистанционных образовательных технологий и не планирует переход к тотальному электронному документообороту и дистанционному образованию, а направлена на совершенствование традиционных форм обучения счет использования цифровых технологий в образовательном процессе организации доступа к современным сервисам и верифицированному цифровому образовательному контенту, обновления инфраструктуры и оборудования образовательных организаций».
Также Департамент цифровой трансформации и больших данных поясняет, что ст. 16 ФЗ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» установлено право образовательной организации применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ. Право – это возможность, а не обязанность. Наличие права всегда предполагает возможность выбора относительно его реализации, то есть указанное условие означает, что законом не установлено применение ЭО и ДОТ в обязательном порядке, это только право, а не обязанность образовательной организации.
При этом в обновленных федеральных государственных образовательных
стандартах начального общего и основного общего образования, утвержденным приказами Минпросвещения России от 31 мая 2021 г. № 286 и от 31 мая 2021 г. № 287 (далее – обновленные ФГОС), содержится указание не на обязательность, а на возможность использования электронных (цифровых) образовательных ресурсов, содержание которых соответствует законодательству.
Поэтому любые доводы образовательной организации об обязательности использования ЭО и ДОТ несостоятельны и противоречат официальной позиции Минпросвещения РФ, изложенной в настоящем письме Департамента цифровой трансформации и больших данных Министерства просвещения Российской Федерации.
По вопросу об обязательности регистрации в единой системе идентификации и аутентификации, Департамент цифровой трансформации и больших данных сообщает следующее.
«В соответствии с пунктом 6 статьи 4, пунктом 3 статьи 5 и пунктом 2 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27 июля 2010 года №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны обеспечивать возможность получения заявителем государственной или муниципальной услуги в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя.
В настоящее время для граждан обеспечена возможность получения государственных и муниципальных услуг (услуги): …при личном обращении в орган власти. Таким образом, законодательство Российской Федерации предоставляет возможность для гражданина добровольно выбрать способ обращения за получением услуг.
Как поясняет Департамент цифровой трансформации и больших данных Министерства просвещения Российской Федерации «В случае выбора гражданином способа получения услуг в электронном виде, ему необходимо зарегистрироваться в единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА).
Указанная регистрация является добровольной.
В соответствии с пунктом 1 требований, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2011 № 977 «О федеральной государственной информационной системе «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно- технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме» - Федеральная государственная информационная система «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме» (далее - ЕСИА) должна обеспечивать санкционированный доступ участников информационного взаимодействия в ЕСИА к информации, содержащейся в
государственных информационных системах, муниципальных информационных системах и иных информационных системах. В соответствии с подпунктами «а» «б» «к» пункта 5 требований, содержащихся в ПП РФ ЕСИА должна обеспечивать осуществление следующих основных функций: идентификация участников информационного взаимодействия; аутентификация участников информационного взаимодействия; обеспечение физическим лицам, достигшим возраста 14 лет, и юридическим лицам возможности при их волеизъявлении получения с использованием единой системы идентификации и аутентификации из информационных систем органов и организаций относящейся к ним информации (в том числе документированной), используемой в процессе предоставления государственных и муниципальных услуг, выполнения государственных и муниципальных функций (включая результаты оказания государственных и муниципальных услуг, выполнения государственных и муниципальных функций), а физическим лицам также получения необходимых сведений, относящихся к несовершеннолетним, законными представителями которых они являются.»
Департамент цифровой трансформации и больших данных Министерства просвещения Российской Федерации выражает согласие с с доводом о том, что законодательство Российской Федерации не содержит ограничений по использованию бумажного документооборота при обращениях граждан в органы власти.
Также Департамент отмечает и то обстоятельство, что использование ЕСИА не является обязательным.
Ниже Вы можете ознакомиться с полным текстом ответа Департамента цифровой трансформации и больших данных Министерства просвещения Российской Федерации на наше обращение о добровольности регистрации в системе ФГИС «Моя школа», однако следует учитывать, что этот ответ не полностью согласуется с позицией ОУЗС, в некоторых вопросах наши мнения не сходятся, но приведенные выше фрагменты отвечают нашей позиции и могут помочь в отстаивании права получать госуслуги в сфере образования в традиционной форме, без принуждения к цифровизации.
Тем более сами госуслуги напоминают о наших правах. Это же правило касается всех остальных цифровых околошкольных псевдообразовательных платформ! Не верьте мошенникам из минпросверта) То что они пишут вам в мессенджерах про обязательность, не соответствует действительности.
Коллеги получили интересный ответ на вопрос "Как удалиться из ФГИС Моя Школа?". Один из вариантов
Наша деятельность ведется на общественных началах и энтузиазме. Мы обращаемся к Вам с просьбой оказать посильную помощь нашей экспертной и правозащитной деятельности по защите традиционной семьи и детей России от западных технологий и адаптированных с помощью лоббистов законов. С Вашей помощью мы сможем сделать еще больше полезных дел в защите традиционной Российской семьи!
Для оказания помощи можно перечислить деньги на карту СБЕРБАНКА 4276 5500 3421 4679,
получатель Баранец Ольга Николаевна
или воспользуйтесь формой для приема взносов: