14 ноября 2024 года г. Москва, МИА «Россия сегодня»
РЕЗОЛЮЦИЯ
14 ноября 2024 года проведен круглый стол «Цифровизация образовательной среды: проекты, практика и экспертная оценка» на площадке III Национального форума «Здоровье и безопасность детей».
В круглом столе приняли участие научные деятели, преподаватели, психологи, юристы, биологи, руководители и эксперты общественных объединений.
Участники мероприятия обсудили проекты и проблемы, связанные с практикой и планами по цифровизации образования в России.
В ходе круглого стола проведен междисциплинарный анализ влияния цифровизации среды на здоровье, развитие детей, их функциональное состояние, на формирование базовых морально-этических ценностей и моделей поведения, также дана юридическая оценка нормативной базы и проектов по цифровизации образования с точки зрения Стратегии национальной безопасности РФ (утв. Указом Президента РФ от 02.07.2021 г. № 400) и Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей (утв. Указом Президента РФ от 09.11.2022 г. № 809).
1) Цифровые технологии в образовании и здоровье детей.
Применение цифровых технологий в целом — это объективная реальность, но в настоящий момент происходит вынужденная адаптация пользователя к цифровой образовательной среде (ЦОС), а не ЦОС к пользователю.
Причина - импорт основных идей и нормативной базы построения ЦОС, без общественного и научного контроля за составом и содержанием, разрыв технологической цепочки при проведении сертификации (на безопасность) технических средств; не мотивированный задачами образования рост экранной экспозиции.
Данные многочисленных научных исследований подтверждают ранее выявленные тренды заболеваемости в детско-юношеских контингентах, обусловленных вредными факторами «цифровых технологий» в системе образования и в быту.
Вредное влияние на детей оказывают: параметры технических средств и рост экспозиции, рост зрительной нагрузки и плохие условия для зрительной работы, электромагнитное и другие неионизирующие излучения, эргономика и параметры рабочего места, малоподвижность, вынужденная поза, монотонность, состав и содержание информации, интенсификация подачи информации, увеличение нервно-психических нагрузок, формирование информационной зависимости и «цифрового» стереотипа поведения.
За период широкого внедрения информационно-компьютерных технологий показан устойчивый тренд на рост злокачественных новообразований головного мозга у детей и молодых людей. Растет статистика болезней нервной системы, в том числе эпилепсия, эпилептический статус, а также болезней крови, кроветворных органов и отдельные нарушения, вовлекающие иммунный механизм. Нарастает распространенность среди школьников функциональных отклонений со стороны психической сферы и нервной системы, сердечно-сосудистой и костно-мышечной систем. Болезни глаза, в основном миопия, стали занимать одно из лидирующих мест в структуре заболеваемости. Статистика показывает рост нейроденегеративных болезней ЦНС и системы кровоснабжения, иммунной системы, а также числа злокачественных опухолей. Состояние сердечно-сосудистой системы у детей на современном этапе характеризуется снижением адаптации к скоростно-силовым нагрузкам.
Дети вовлекаются в использование «цифровых технологий», в т.ч. в образовании, с раннего возраста. В рамках школьных программ с первых классов даются задания на поиск информации в Интернете, на выполнение электронных презентаций и т.п. Среди детей активно продвигаются компьютерные игры (в т.ч. в рамках т. н. «киберспорта», включенного в школьной программе в качестве модуля в физическую культуру) с элементами насилия, с применением оружия и т. п.
При этом отсутствуют механизмы регуляции потребления цифрового контента детьми, необходимая просветительская деятельность, направленная на распространение качественных научных знаний относительно влияния цифровизации повседневной жизни на становление базовых познавательных и мозговых функций в детском и подростковом возрасте.
Как следствие погружения детей в цифровую среду, фиксируется снижение умственной работоспособности детей, ухудшается их память, качество сна, происходит рост тревожности детей. Увеличилось количество детей с признаками жестокости.
В то же время дети являются особой социальной группой, поскольку состояние их здоровья и качество интеллектуального развития определяют перспективы развития общества на поколения вперед. Дети - критическая группа пользователей, облучение в детском возрасте доказано приводит к нарушению когнитивных способностей и росту вероятности заболеваний во взрослом возрасте. С другой стороны, изменения в структуре технологий придают важное значение роли человека-оператора в связке с цифровыми технологиями. «Оператор» - серьезная трудовая функция. Уже сегодня в военных специальностях значительную роль играет «война операторов». Однако функциональное состояние и здоровье взрослого оператора зависит от предшествующего детского опыта: ухудшения состояния здоровья накапливаются по мере взросления. Допуская заболеваемость детей, обусловленную «цифровыми» технологиями, сегодня общество закладывает «мину» под свое будущее. Вопрос безопасности новых технологий для пользователей и населения в целом в ближайшей перспективе станет лимитирующим фактором их развития и критическим фактором национальной безопасности.
Анализ показывает, что продолжает сохраняться правовой пробел в вопросах сертификации оборудования цифровой образовательной среды для детей и подростков согласно нормам ЕЭК "Единые санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования к продукции, подлежащей санитарно-эпидемиологическому надзору».
Опубликованы данные, что требования к оборудованию «цифровой образовательной среды» в нашей стране определены иностранными стандартами ISO/IEC SC36 и IEEE LTS, в основе которых стандарты Министерства обороны США «Advanced Distributed Learning». Таким образом, опосредованно, через третьи руки, осуществляется влияние недружественных стран на российских детей. Около 17 млн российских детей стали целевой группой потребления и воздействия в глобальной стратегии технологических корпораций, в том числе зарубежных, продвигающих стратегические интересы недружественных стран.
В.В. Путин 7 ноября 2024 заявил: «…это был путь, который был сопряжён со скрытой, завуалированной интервенцией в отношении нашей страны, направленной на её подчинение интересам каких-то других стран, которые считали, что они имеют на это право. Россия не может существовать в таком подчинённом или полуподчинённом состоянии».
Во исполнение тезисов Президента РФ В.В. Путина необходимо ликвидировать влияние стандартов «недружественных стран» на формирование номенклатуры информационно-коммуникационных технологий для образовательной среды в Российской Федерации, а также цифрового оборудования, с которым контактируют дети и подростки.
2) Цифровые технологии в образовании и проблемы практики.
Как отмечено в Стратегии национальной безопасности РФ, национальными интересами России являются «защита российского общества от деструктивного информационно-психологического воздействия; укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей».
Однако сегодня складывается практика, которая противоречит положениям Стратегии национальной безопасности. Политику в сфере образования можно назвать противоречивой. Докладами участников Конференции показано крайне негативное воздействие на реформы образования в России, связанные с цифровизацией, иностранных структур (Всемирный банк, Организация экономического сотрудничества и развития, ЮНЕСКО и др.). Планы по масштабной цифровизации школы, принятые по рекомендациям зарубежных структур, серьезно угрожают здоровью и развитию учащихся, разрушают качество образования, подрывают эффективность обучения, реализацию конституционного права граждан на образование, на охрану здоровья, на неприкосновенность частной жизни, угрожают суверенитету России, национальной и информационной личной безопасности.
Масштабная цифровизация образования, предусмотренная Нацпроектом «Образование», Стратегией цифровой трансформации образования и другими документами, спровоцировала, в частности, следующие проблемы:
- массовое принуждение обучающихся и родителей к регистрации и даче согласия на обработку персональных данных в централизованных государственных информационных системах (ГИС) как условии доступа к реализации прав в области образования (включая зачисление детей в школу и прохождение государственной итоговой аттестации (ГИА))
- принуждение к регистрации на различных цифровых «образовательных» платформах, включая Сферум (ради хороших «рейтингов» школы), с проставлением неудовлетворительных оценок учащимся и применением угроз к родителям в случаях отказов от регистрации на цифровых платформах и от выполнения на них цифровых «заданий»; при этом Сферум не отвечает за содержание информации, размещенной в системе, в результате чего дети массово погружаются в деструктивные группы и чаты (переполненные нецензурной лексикой и вредной для развития информацией), что никак не могут контролировать родители
- требования (в т.ч. из домашних заданий учебников) к детям выполнять домашние задания через поиск ответов в Интернете влечет их вынужденное погружение в поле деструктивной для развития информации в силу перегруженности Интернета таковой
- регистрация детей без согласия родителей на цифровых платформах (Яндекс- учебник, Сберкласс, Учи.ру и др.) для выполнения заданий (регистрация на подобных платформах приводит к заключению договора с платформой с возможностью утечки данных и одностороннего изменения условий договора)
- убежденность многих чиновников от образования в том, что обучение детей перед экраном - это «очное обучение» с полным игнорированием научных данных о негативном влиянии цифрового формата обучения детей на их когнитивные функции, развитие, память и здоровье
- использование видео-лекций при проведении урока учителем (что приводит к подмене живого обучения просмотром электронного материала), с получением премий (в ряде регионов) учителем, включившим видео-урок
- формирование цифровых профилей учащихся со сбором личных данных о детях (ФГИС «Моя школа» и т.п.)
- принуждение к исключительно электронной форме зачисления в образовательные организации дополнительного образования (цифровая система «Навигатор»), лишающие права на допобразование детей, родители которых желают реализовать свое право на получение государственных услуг в традиционной форме
- полная ликвидация традиционного формата школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников (на бумажных носителях) с 2021 г. по предметам физ-мат- и хим-био- цикла с переводом ее на цифровую платформу частного фонда «Талант и успех» (онлайн-курсы Образовательного центра «Сириус») с планами перевести на такой формат все предметы, что ведет к дискриминации учащихся, родители которых против участия в этой профанации олимпиады
- внедрение сдачи экзаменов и тестов с применением компьютеров, что лишает учителей возможности отслеживать проблемы и результативность учащегося (в частности, ГИА по иностранному языку сдается «компьютеру»)
- введение автоматизированной проверки заданий, что лишает учителей их функций, постепенно ликвидирует традиционный формат обучения и нормальное человеческое общение между педагогами и детьми т.п.
Докладчики представили материалы правоприменения, которые свидетельствуют о том, что в образовательной сфере в целом происходит принуждение к использованию электронной формы государственных услуг и взаимодействия. Например, в Москве принципиально запрещено зачисление ребенка в школу по личному обращению заявителя в школу без электронной регистрации персональных данных ребенка в централизованной цифровой системе.
Эксперты отметили, что отказ от бумажных дневников негативно влияет на воспитание самостоятельности и ответственности учащихся, ведет к дезорганизации их учебной деятельности, к регулярному отрыву от работы родителей, вынужденных сопровождать учебный процесс детей и/или к погружению детей в Интернет в целях постоянной проверки в электронных дневниках заданий. Это сопряжено с постоянным стимулированием погружения детей в «серфинг» по Интернету, переполненному деструктивной информацией, в т.ч. порнографией (причем, включая социальную сеть Вконтакте, подсистемой которой является «Сферум», в который сейчас принудительно и массово отправляют всех участников образовательного процесса), а также отрицательно влияет на зрение и здоровье детей. При этом сейчас принудительно происходит переход на пользование электронным дневником только через единый портал Госуслуг, что грубо нарушает конституционные права граждан.
Происходящее связано с принятой нормативной базой и планами по «цифровой трансформации» образования.
ФЗ РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ, Закон об образовании) допускает образовательную деятельность с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, причем, предусмотрен даже вариант реализации образовательных программ с использованием «исключительно» таких механизмов обучения (ст 16). Никакого ограничения по форме получения образования, форме обучения, возрасту для применения указанных технологий не предусмотрено. Указанная норма позволяет подменять традиционное очное обучение занятиями «он-лайн» (через экран) со ссылкой на то, что это якобы тоже «очное» обучение. Национальный проект «Образование» (паспорт утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и нацпроектам, протокол от 24.12.2018 г. № 16), практически целиком направлен на цифровизацию образования, предусматривает, что к концу 2024 года «во всех субъектах РФ внедрена целевая модель цифровой образовательной среды»; появятся «цифровые двойники», он-лайн курсы с правом зачета их прохождения при аттестациях и т. п.
Характерно, что никакие научные исследования рисков и последствий эксперимента с внедрением ЦОС (см. Постановление Правительства РФ от 07.12.2020 г. № 2040 «О проведении эксперимента по внедрению цифровой образовательной среды») не представлены. Тем не менее этот цифровой эксперимент распространен на всю страну. Фактически речь идет об использовании всех детей страны в качестве объектов цифрового эксперимента.
Планы тотального перевода на ЦОС всех учащихся подтверждает Приказ Минцифры России от 18.11.2020 г. № 600 «Об утверждении методик расчета целевых показателей национальной цели развития Российской Федерации "Цифровая трансформация"». Согласно его нормам «доля учащихся, по которым осуществляется ведение цифрового профиля на платформе ЦОС» к 2030 году должна составить 100%; «доля заданий в электронной форме для учащихся, проверяемых с использованием технологий автоматизированной проверки» к 2030 году составит 70%; «доля учащихся, которым предложены рекомендации по повышению качества обучения и формированию индивидуальных траекторий с использованием данных цифрового портфолио учащегося» к 2030 году составит 80%.
Постановление Правительства РФ от 13.07.2022 г. № 1241 «О федеральной государственной информационной системе "Моя школа" и внесении изменения в подпункт "а" пункта 2 Положения об инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме» предусматривает сбор в одну базу данных всех учащихся страны и их родителей, тем самым формируя систему типа «Контингент учащихся», на закон в отношении которой было наложено вето Президента.
Несмотря на положения Конституции РФ о неприкосновенности частной жизни и о праве на образование каждого, на практике реализовать право выбора в области обработки персональных данных (например, отказаться от внесения личных данных, в т.ч. детей, в ГИС) практически невозможно (без ущерба праву на образование) в силу отсутствия реальной альтернативы. В результате граждане, отказывающиеся от оцифровки, и их дети регулярно оказываются в конфликтных, стрессовых ситуациях и лишены полноценного права на образование.
Построение единой базы сбора данных в рамках ФГИС «Моя школа» (осуществляемой на базе частной социальной сети Вконтакте) в силу доступности детальной информации обо всех гражданах страны формирует систему тотального цифрового контроля и дает возможности для манипуляций и преступлений внешним недоброжелателям при любом взломе единой системы, в связи с чем является угрозой национальной и личной информационной безопасности.
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в своих выступлениях неоднократно предупреждал о недопустимости электронного контроля над личностью, установление которого он прямо называл «предвестием антихриста». Позиция Русской Православной Церкви о развитии технологий учета и обработки персональных данных ясно сформулирована Архиерейским Собором 4 февраля 2013 года: «Церковь считает недопустимыми любые формы принуждения граждан к использованию электронных идентификаторов, автоматизированных средств сбора, обработки и учета персональных данных и личной конфиденциальной информации».
3) Истоки проблем, связанных с цифровизацией образования в России.
Следует обратить пристальное внимание на тот факт, что цифровизация образования в России проводится в четком соответствии с методическими рекомендациями зарубежных структур, в частности, Всемирного банка и документов ЮНЕСКО. Так, создан разветвленный механизм для внедрения глобалистских документов ЮНЕСКО, откровенно противоречащих нашим национальным интересам.
Например, в Москве функционирует Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании (далее - ИИТО; структура, подчиненная ЮНЕСКО), документы которого направлены на постадийное вымещение учителя искусственным интеллектом, и которые до цитат совпадают с некоторыми нормативными актами и планами РФ в области образования. В состав совета управляющих ИИТО входят практически только иностранные граждане. Для внедрения глобалистских установок в области образования в России создано 66 кафедр ЮНЕСКО (в т.ч. Кафедра ЮНЕСКО «Глобальное образование» Института стратегии развития образования, которая готовит материалы «Разговоров о важном» для школ России, вызывающие немало претензий по содержанию), более 200 «ассоциированных» школ ЮНЕСКО. В рамках ИИТО создан отдел по образованию в области здоровья, который прямо говорит о необходимости внедрения полноценного сексуального просвещения детей через применение ИКТ, в т.ч. в связи со сложностями данного вида «просвещения» в формальном образовании. Иными словами, данные институты занимаются не только внедрением цифровых технологий, разрушающих наше некогда лучшее в мире образование, но и лоббируют растление детей.
4) Рекомендации.
В связи с вышеизложенным мы, участники круглого стола, подготовили настоящие рекомендации:
1. Разработать Основы государственной политики в области образования, соответствующие Стратегии национальной безопасности (утв. Указом Президента № 400 от 02.07.21г.) и Основам государственной политики по сохранению и укреплению традиционных духовно-нравственных ценностей (утв. Указом Президента № 809 от 09.11.22г), для возрождения классических подходов в образовании, соответствующих не глобалистским, а национальным целям.
2. Рассмотреть вопрос о мерах, направленных на прекращение влияния деструктивных для образования установок из документов Всемирного банка, ОЭСР, ЮНЕСКО на российское законодательство и на реформы, внести изменения в российские нормативные акты в целях исключения положений (взятых из методических документов указанных зарубежных структур), негативно влияющих на российское образование, включая нормы о его неадекватной цифровизации.
Рассмотреть вопрос о ликвидации в ВУЗах России кафедр ЮНЕСКО, ассоциированных с ЮНЕСКО школ , а также проверить деятельность и проекты Института ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании (ИИТО) на соответствие Стратегии национальной безопасности (утв. Указом Президента № 400 от 02.07.21г.), в т.ч. проверить ИИТО на наличие признаков для присвоения статуса иностранного агента.
3. Закрепить в ФЗ РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» понятие и гарантии очного обучения в традиционной форме в полном объеме для исключения его подмены электронным обучением и (или) дистанционными образовательными технологиями.
В указанных целях рассмотреть возможность дополнения части 2 статьи 17 ФЗ РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предложением либо примечанием следующего содержания: «Очная форма обучения предусматривает непосредственное взаимодействие педагогического работника и обучающегося без применения электронного обучения и (или) дистанционных технологий». (Это не отменяет возможности демонстрации тех или иных материалов по теме урока. Следует исключить смешение понятий «электронное обучение» и «демонстрация учебного материала»).
Корреспондирующие поправки необходимо внести в подзаконные акты.
4. Сократить допустимое время использования детьми электронных средств обучения (далее — ЭСО) по санитарным нормам и правилам и более жестко прописать условия использования ЭСО (в т.ч. предел «непрерывного» времени использования для всех классов) в СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 г. № 2) и в СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28), поскольку нормативные изменения, существенно увеличившие в СанПинах допустимое время применения ЭСО не основаны на научных данных.
Например, по новым СанПинам в 4 (!) раза выросло общее допустимое время использования интерактивной доски для старших классов: раньше было 30 минут[1], теперь стало 120 минут. Если раньше работа с компьютером для 1-4 классов была рекомендована только на одном уроке и не более 15 минут[2], то сейчас для 1-2 класса разрешено суммарно — до 40 минут (без рекомендаций по количеству уроков), для 3-4 класса — до 50 минут также без ограничений по количеству уроков, то есть, «норма» выросла примерно в 3 раза.
5. Исключить из нормативных актов планы по использованию цифровых заданий при обучении, в т.ч. путем признания утратившими силу планов Приказа Минцифры России от 18.11.2020 г. № 600 «Об утверждении методик расчета целевых показателей национальной цели развития Российской Федерации “Цифровая трансформация”» о 70-%-ной «доле заданий в электронной форме для учащихся, проверяемых с использованием технологий автоматизированной проверки».
6. С учетом больших рисков для здоровья и развития детей рекомендовать Минпросвещения и детским (школьным) движениям (в т.ч. Движению первых) исключить рекламу и продвижение компьютерных игр («киберспорт») среди детей. Исключить «киберспорт» из образовательных программ, с этой целью внести изменения в приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 19.03.2024 г. № 171 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных образовательных программ начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования».
7. Запретить федеральным законом формирование (базы) цифровых профилей / портфолио учащихся как системы типа «Контингент учащихся», на закон в отношении которой было наложено вето Президента, как механизма, нарушающего принципы обработки персональных данных, создающего угрозы массовых утечек данных о детях, преступного манипулирования указанными данными, провоцирующего переход к антиконституционному социальному рейтингу. С учетом этого внести правки в подзаконные акты, такие как Приказ Минцифры России от 18.11.2020 г. № 600 «Об утверждении методик расчета целевых показателей национальной цели развития Российской Федерации "Цифровая трансформация», исключив из данного акта планы по формированию цифровых профилей у 100% учащихся, цифровых портфолио у 80% учащихся к 2030 году.
8. Обеспечить на законодательном уровне право граждан на традиционные формы взаимодействия с органами власти, организациями в сфере образования (в т.ч. допобразования, спорта), предусмотрев санкции за нарушение прав граждан в случае их отказа от автоматизированной обработки персональных данных, от внесения их персональных данных в цифровые системы, включая централизованные ГИС (государственные информационные системы), в случае их отказа от применения цифровых идентификаторов, используемых для автоматизированной обработки данных, и, в частности, внести поправки в ФЗ РФ от 27.07.2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», гарантирующие право всех граждан РФ получать госуслуги по их выбору в традиционной (неэлектронной) форме без дискриминации за использование указанной формы, с санкциями за нарушение указанного права выбора и за принуждение к электронной форме.
9. Законодательно обеспечить для учащихся возможность сдачи всех аттестаций, экзаменов, участия во всех этапах Всероссийской олимпиады школьников в традиционном формате без использования Интернета, компьютеров.
Исключением может быть информатика в той части, в которой проведение олимпиады невозможно на бумажных носителях.
Запретить сдачу экзаменов в школе/ВУЗе «компьютеру» (так сейчас принимается в школе, например, «иностранный язык») как антинаучный, откровенно вредительский подход к взаимодействию с аттестуемыми, результирующий в большом количестве ошибок оценивания и в высоком уровне стресса у учащихся.
10. Прямо обеспечить право граждан при получении образования отказаться от электронного обучения или дистанционных образовательных технологий, в том числе в условиях режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации и внести в указанных целях поправки в ч. 17 ст. 108 ФЗ РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
11. Признать утратившими силу поправки, внесенные Федеральным законом от 30.12.2021 г. № 472-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об образовании в Российской Федерации“» (см. ПФЗ № 1150148-7), которые (1) фактически легализуют электронные ресурсы в качестве равных традиционным бумажным учебникам (поправки в ст. 18 ФЗ № 273-ФЗ) и (2) обязывают все школы создавать цифровую среду для обработки персональных данных детей в информационных системах без учета воли граждан по вопросу указанной обработки и с высоким риском блокировки права граждан на традиционную форму госуслуг в образовании (поправки в ст. 16 ФЗ № 273-ФЗ).
12. Признать утратившим силу Постановление Правительства РФ от 13.07.2022 г. № 1241 «О федеральной государственной информационной системе "Моя школа" и внесении изменения в подпункт "а" пункта 2 Положения об инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме» как системы типа «Контингент учащихся», на закон в отношении которой было наложено вето Президента.
13. Запретить использование социальных сетей в государственном образовании. Прекратить внедрение Сферума (и подобных Интернет-площадок) в образовании как системы, негативно влияющей на развитие и обучение учащихся.
14. Внести поправки в ФЗ «Об образовании в РФ», прямо гарантирующие детям бумажные учебники по всем предметам школьной программы, поскольку в настоящее время такой гарантии нет.
15. Отменить самодиагностику школ по проекту «Школа Минпросвещения» как инструмент, оказывающий негативное влияние на работу школ и педагогов и провоцирующий их на неадекватную цифровизацию, не соответствующую истинным целям образования.
16. Исключить направление детей (в т.ч. через задания в учебниках) в Интернет для выполнения домашних заданий по школьной программе.
17. Ввести законодательно обязательное использование учащимися ученических дневников на бумажных носителях как единственно качественного способа обеспечения самоорганизации, самоконтроля и мотивации учащихся, а также бумажных журналов учета успеваемости.
18. Внести изменения в Постановление Правительства РФ от 03.04.2021 г. № 542 «Об утверждении методик расчета показателей для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных положений постановления Правительства Российской Федерации от 17 июля 2019 г. N 915», исключить и в этом и в иных нормативных актах оценку деятельности чиновников в сфере образования в зависимости от уровня внедрения тех или иных технологий цифровизации образования.
19. Прекратить внедрение в России системы ПФДО (персонифицированное финансирование дополнительного образования), цифровой базы «Навигатор» и внести соответствующие изменения в Концепцию развития дополнительного образования детей до 2030 г., утв. Распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 N 678-р.
20. В целях защиты здоровья детей в условиях цифровой образовательной и окружающей среды необходимо следующее:
- официально распространить на место учебной деятельности ребенка требования индивидуальной аттестации по условиям труда
- ввести систему критериев напряженности учебного труда, учитывающей интеллектуальные, сенсорные и эмоциональные нагрузки, их монотонность и режимы учебной деятельности
- разработать «детские» предельно-допустимые уровни и типовые решения места учебной деятельности, прошедшие гигиеническую экспертизу и медико-биологические испытания
- разработать национальные медико-технические требования к оборудованию и оснащению классов ЦОС - на основе данных физиологов, радиобиологов, гигиенистов и специалистов в области медико-биологических испытаний дать требования по оптимальным параметрам (по возрастным группам)
- выделить группы, контингенты детей, которым не рекомендовано использование цифровых технологий - данные радиобиологии, гигиены и возрастной физиологии о наличии индивидуальной и возрастной повышенной чувствительности к неблагоприятным факторам ЦОС
21. Необходимо расширять предупредительную политику — информирование населения и педагогов о возможных аспектах вредного действия факторов цифровой окружающей среды, включая влияние цифровизации повседневной жизни на становление базовых познавательных и мозговых функций в детском и подростковом возрасте.
22. В целях практической реализации задач создания безопасной цифровой окружающей среды, необходимо создавать национальный центр компетенции - единый полномочный научно-прикладной центр, объединяющий все аспекты понятия «безопасность цифровой окружающей среды» и обеспечивающий независимость от внешних решений - это не должна быть функция контроля, а это должна быть функция разработки и тиражирования безопасных решений во всех аспектах этого понятия.
23. Поскольку родители несут основную ответственность за здоровье детей, несут бремя и тяготы лечения детей, их право должно быть ключевым в принятии всех решений относительно применения при обучении их детей цифровых технологий. Необходимо ввести в ФЗ об образовании четко и недвусмысленно описанное право родителя решать (давать согласие или отказ) вопросы о применении в отношении ребенка цифровых технологий обучения, включая регистрацию на любых порталах.
24. Принять норму о том, что любые решения, связанные с регулированием сложившихся практик потребления цифрового контента несовершеннолетними, должны приниматься только на основе результатов доказательных психологических и нейронаучных исследований. Такие исследования должны быть проведены специалистами в области когнитивной психологии и нейронаук, имеющими квалификацию, подтвержденную соответствующим опытом научной деятельности, научными публикациями по теме психологии интеллекта. Это даст возможность исключить проявления дилетантизма и некомпетентности, характерные для этой области знаний, и в конечном итоге позволит обеспечить оптимальные условия для формирования критически важных интеллектуальных функций следующих поколений.
25. Необходимо ввести в нормативно-правовые акты, регулирующие внедрение новых образовательных технологий, требование обязательного предварительного исследования (проверки) этих технологий современными научными методами с последующей публикацией хода и результатов исследования в ведущих научных журналах, чтобы экспертное сообщество, педагоги могли оценить указанные технологии.
Предметом проверки должны стать: 1) оценка грамотности содержания образовательного, методического материала; 2) удовлетворение требований обеспечения информационной безопасности несовершеннолетних: исключается ли при использовании цифровой образовательной платформы возможность доступа к деструктивной информации (так, например, регистрация в «Сферум» возможна исключительно через аккаунт ребёнка в ВК, а в пользовательском соглашении «Сферум» снимает с себя ответственность за обеспечение информационной безопасности пользователя и пр.). В исследовании необходимо экспериментальным путём установить: 1) отсутствие вреда использования цифровой образовательной платформы для здоровья ребёнка (при учёте суммарного времени использования в процессе учёбы и подготовки домашних заданий в день); 2) определение возраста, с которого допустимо безопасное использование цифровой образовательной платформы для несовершеннолетних, поскольку это предполагает самостоятельное использование ими компьютера, и времени использования.
До получения указанных результатов, целесообразно не предлагать к использованию экспериментальные цифровые образовательные платформы в процессе обучения несовершеннолетних.
Составить список образовательных технологий, внедренных, благодаря научному авторитету их авторов, а не по результатам объективной эмпирической проверки.
26. Провести эксперимент: обучать несколько классов каждой параллели в целиком безцифровом пространстве (в специально выделенной для этого школе), а затем сравнить достигнутые школьниками результаты с результатами учащихся из обычных школ.
27. Проанализировать возможность создания "детских" смартфонов, т.е. устройств, эксплуатация которых ребенком не вступала бы в противоречие с ФЗ РФ от 29.12.2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и с санитарно-гигиеническими нормами.
28. Комплексно проработать вопрос максимально широкого включения несовершеннолетних на бесплатной основе в дополнительную образовательную и досуговую деятельность (творческую, научную, культурную или иную реальную, а не виртуальную, развивающую деятельность). Для этих целей использовать ресурс (в том числе педагогический, материально-технический) молодёжно-подростковых клубов и подростково-молодёжных центров, исключив систему ПФДО (персонифицированное финансирование допобразования) и регистрацию в допобразовании через систему «Навигатор» как факторы, серьезно препятствующие доступу к допобразованию, и провоцирующие незанятость детей и связанные с этим проблемы (включая вовлечение в асоциальное поведение).
29. Комплексно проработать вопрос обеспечения несовершеннолетним доступа к бесплатному спорту (включая обеспечение детей бесплатным спортивным инвентарем, оборудованием, форменной одеждой), выделения из государственного бюджета ресурсов на спортивные сборы и соревнования (на текущий момент подавляющее большинство сборов, взносы за соревнования, проезд к ним вынуждены оплачивать родители).
30. В рамках совершенствования профилактики асоциального и противоправного поведения, а также виктимизации молодёжи:
- расширить возможности досудебной блокировки деструктивного контента в информационно- телекоммуникационной среде (ИТКС)
- разработать нормативно-правовые ограничения доступа несовершеннолетних к сети Интернет по времени и возможности его использования; проработать организационно-технические возможности их реализации
- ужесточить наказание за невыполнение обязанности мониторинга социальных сетей (самомониторинга), а также за невыполнения требований специальных субъектов удаления запрещённого контента из ИТКС
- широкое распространение в мессенджерах деструктивной информации, противоречащей традиционным духовно-нравственным ценностям, не все виды которой законодательно запрещены в настоящий момент, и которая может рассматриваться в качестве криминогенных и виктимогенных факторов (то есть способствовать совершению в отношении детей и лиц молодёжного возраста преступлений, а также вовлечению их в противоправную деятельность), актуализирует разработку комплекса дополнительных мер защиты от такого воздействия. В качестве одной из мер целесообразным представляется установление запрета на использование в России мессенджеров, предусматривающих возможности создания зашифрованных/секретных чатов (как в Телеграм).
- принять закон, направленный на внесудебную блокировку порнографии в Интернете. Для указанных целей, в частности, необходимо ввести обязанность владельцев сайтов, операторов социальных сетей блокировать порнографию незамедлительно с момента появления такого контента с суровой санкцией за неисполнение указанной обязанности. Для этого требуются изменения Кодекса об административных правонарушениях и Федерального закона РФ от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (в частности, следует дополнить ч. 4 ст. 10.6 ФЗ РФ от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» ссылкой не только на пункт 5, но и пункт 1 части 1).
[1] См. отмененный СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. № 189).
[2] СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03. 2.2.2. Гигиена труда, технологические процессы, сырье, материалы, оборудование, рабочий инструмент. 2.4. Гигиена детей и подростков. Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы", утв. Главным гос. санитарным врачом РФ 30.05.2003 г.
Наша деятельность ведется на общественных началах и энтузиазме. Мы обращаемся к Вам с просьбой оказать посильную помощь нашей экспертной и правозащитной деятельности по защите традиционной семьи и детей России от западных технологий и адаптированных с помощью лоббистов законов. С Вашей помощью мы сможем сделать еще больше полезных дел в защите традиционной Российской семьи!
Для оказания помощи можно перечислить деньги на карту СБЕРБАНКА 4276 5500 3421 4679,
получатель Баранец Ольга Николаевна
или воспользуйтесь формой для приема взносов: