Что за такая оценка качества образования НИКО и является ли она обязательной?

#
Общественный уполномоченный по защите семьи
0

Независимая оценка качества образования регулируется ст. 95 Закона «Об образовании в РФ». Как указывает Закон, она направлена на получение сведений об образовательной деятельности, установление качества подготовки обучающихся и реализации образовательных программ.

Проведение независимой оценки (далее «оценка») инициируется органами исполнительной власти в сфере образования. Оценка необходима для контроля за качеством образования, выдаваемого образовательными организациями.

Результаты оценки качества образования не влекут за собой приостановление или аннулирование лицензии на осуществление образовательной деятельности, лишение государственной аккредитации в отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

По результатам оценки формируются рейтинги образовательных организаций (не путать с рейтингами учеников).

Наиболее известные формы независимой оценки качества образования, это ВПР, МЦКО, НИКО.

Национальные исследования качества образования (НИКО) — это общероссийская программа Рособрнадзора для комплексной оценки системы среднего образования на национальном уровне, выявление слабых мест, разработка мер по совершенствованию. Проводится выборочно.

Всероссийские проверочные работы (ВПР) – это стандартизированные контрольные работы, обязательные для всех школьников России для оценки уровня их знаний по конкретным предметам. 

Диагностика МЦКО проводится только в Москве для оценки знаний московских школьников и качества преподавания в столичных школах. 

Отличие ВПР, МЦКО и НИКО связано с объемом оценки качества образования, охватом аудитории, целями и задачами оценки.

НИКО предполагает сбор и анализ широкого спектра данных о состоянии региональных и муниципальных систем образования.  Результаты НИКО позволяют судить не только о качестве подготовки участников исследования, но и об общем уровне знания предмета у обучающихся соответствующих классов в регионах со схожими условиями и в России в целом. 

Таким образом, основное отличие НИКО от ВПР заключается в том, что ВПР это локальная оценка обучения для выявления сильных и слабых мест в преподавании конкретного предмета для последующей корректировки процесса обучения, а НИКО — это широкий анализ состояния системы образования в стране.

Общее у ВПР и НИКО в том, что они проводятся по заданиям и методикам, разработанным на федеральном уровне и единым для всей страны. 

Основная задача НИКО – определение уровня функциональной (читательской, математической, естественнонаучной и финансовой) грамотности у подрастающего поколения. В фокусе внимания также находятся социокультурные факторы, которые могут оказывать влияние на уровень функциональной грамотности молодых людей. Список участников исследования формируется на федеральном уровне.

НИКО проводятся два раза в год. Исследование включает в себя написание школьниками диагностической работы и анкетирование всех участников процедуры, что позволяет не только оценить результаты выполнения учащимися отдельных заданий работы, но и определить характеристики групп участников с разным уровнем подготовки, проанализировать информацию о квалификации и стаже учителей, об организации образовательного процесса в образовательной организации.

Участие обучающихся в НИКО чаще всего не является обязательным, не входит в учебный план обучения, пропуск таких контрольных работ не влечет за собой наказания, неаттестации ученика.

В 2025 году Минпросвещения совместно с Рособрнадзором выпустило новые разъяснения по использованию результатов оценочных процедур в системе общего образования - <Письмо> Минпросвещения России от 05.06.2025 N ОК-1656/03 "О направлении рекомендаций" (вместе с "Рекомендациями по использованию результатов оценочных процедур в системе общего образования с целью повышения качества образования"), которые в большинстве своем дублируют ранее установленные положения.

И хотя это именно Рекомендации, нужно учитывать, что они выданы для всех органов исполнительной власти в стране в области образования, а также образовательных организаций страны. Таким образом, региональные и локальные нормативные акты должны соответствовать рекомендуемым положениям.

Порядок проведения оценки качества образования в 2025 году регулируется <Письмом> Рособрнадзора от 26.06.2025 N 02-166 <О направлении методических документов, рекомендуемых при подготовке и проведении в 2025/2026 учебном году мероприятий по оценке качества образования> (вместе с "Методическими рекомендациями по подготовке и проведению всероссийских проверочных работ в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, в 2025/2026 учебном году", "Методическими рекомендациями по проведению национальных сопоставительных исследований качества общего образования в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в 2025/2026 учебном году").

В соответствии с пунктом 16 Правил утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.04.2024 N 556 "Об утверждении перечня мероприятий по оценке качества образования и Правил проведения мероприятий по оценке качества образования" обучающиеся образовательных организаций (далее ОО) (пункт 7 Правил), в течение одного учебного года принимают участие не более чем в одном исследовании - ВПР, НСИ (Национальные сопоставительные исследования качества общего образования (приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 07.05.2025 N 990- примечание: включая НИКО, являющуюся национальной оценкой качества образования) и МСИ (Международные сопоставительные исследования качества общего образования).

Таким образом, поскольку ВПР проводятся каждый год, а НИКО два раза в год, то возможен отказ от участия в НИКО по этому основанию.

ВЫВОДЫ:

Участие к НИКО не является обязательным. В случае если школа настаивает на участии, можно направить отказ от участия со ссылкой на пункт 16 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.04.2024 N 556 "Об утверждении перечня мероприятий по оценке качества образования и Правил проведения мероприятий по оценке качества образования", согласно которого обучающиеся образовательных организаций в течение одного учебного года принимают участие не более чем в одном исследовании - ВПР, НСИ и МСИ. При этом, ВПР проводятся каждый год.

 

Образец отказа от национальных и международных исследований оценки качества образования (например, НИКО)

Директору ГБОУ СОШ № ______________

 

От ________________ФИО______________

законного представителя ученика (-цы) ___

класса ___________ФИО ребенка_________

 

 

Уважаемый, _____________________ !

 

Мне, как законному представителю ученика _______ класса ГБОУ СОШ № ______ стало известно, что в период с ______ по ______ будут проводиться Национальные исследования качества образования (НИКО).

При этом согласно пункта 16 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.04.2024 N 556 "Об утверждении перечня мероприятий по оценке качества образования и Правил проведения мероприятий по оценке качества образования"

обучающиеся образовательных организаций в течение одного учебного года принимают участие не более чем в одном исследовании - ВПР, НСИ и МСИ.

 

Поскольку весной 2025/2026 учебного года запланировано проведение ВПР, то на основании указанных положений Порядка, я имею право отказаться от участия моего ребенка в написании контрольной работы в рамках НИКО.

Помимо прочего, локальными нормативными актами ГБОУ СОШ № _____ не предусмотрена обязательность участия обучающихся в проведении данной оценки качества образования. Результаты НИКО не могут быть критерием прохождения промежуточной аттестации обучающегося, не включены в учебный план.

 

 

На основании изложенного, уведомляю вас о том, что я отказываюсь от участия моего ребенка в написании работы в части НИКО.

 

 

 

 

_________________ /_______________

«____»__________ 2025г.

 

Остались вопросы? Вы можете задать их нам через чат-бота в телеграм
Задать вопрос
Подписывайтесь на наши ресурсы:
#НИКО
Дорогие друзья!

Наша деятельность ведется на общественных началах и энтузиазме. Мы обращаемся к Вам с просьбой оказать посильную помощь нашей экспертной и правозащитной деятельности по защите традиционной семьи и детей России от западных технологий и адаптированных с помощью лоббистов законов. С Вашей помощью мы сможем сделать еще больше полезных дел в защите традиционной Российской семьи!

Для оказания помощи можно перечислить деньги на карту СБЕРБАНКА 4276 5500 3421 4679,
получатель Баранец Ольга Николаевна
или воспользуйтесь формой для приема взносов: