Аналитическая справка по законопроекту № 578685-8 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

#
Общественный уполномоченный по Защите Семьи
0

19.03.24 г. депутаты Государственной Думы РФ А.П. Метелев и Т.В. Буцкая, сенаторы Российской Федерации Л.С. Гумерова, Л.Н. Глебова, И.В. Рукавишникова внесли в ГД проект федерального закона № 578685-8 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления института наставничества в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних)» (https://sozd.duma.gov.ru/bill/578685-8). С одной стороны, в нем имеются правильное положение о запрете быть наставниками несовершеннолетних иностранным агентам и тем, кто в соответствии со статьей 351-1 Трудового кодекса Российской Федерации не допускается к трудовой деятельности в сфере образования,

воспитания, развития несовершеннолетних.

С другой стороны, за безобидным и не вызывающим никакого подозрения названием скрывается чрезвычайно опасная как для государства, так и для всего нашего общества начинка. Согласно ст. 2 данного ПФЗ планируется создание государственной информационной системы «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», для чего Федеральный закон от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» собираются дополнить статьей 10-1 следующего содержания:

«1. В целях информационного обеспечения деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и защите их прав создается государственная информационная система «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (далее - информационная система), формирование и ведение которой организует федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и

нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования.

2. Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних представляют в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, сведения о несовершеннолетних и их родителях или иных законных представителях, находящихся в трудной жизненной ситуации, социально опасном положении, нуждающихся в индивидуальной профилактической работе, несовершеннолетних, совершивших антиобщественные действия, назначенных наказаниях, принудительных мерах воспитательного воздействия, индивидуальной профилактической работе, о ходе исполнения и результатах индивидуальной профилактической работы, путем внесения этих сведений в информационную систему.

3. Перечень сведений, вносимых в информационную систему, порядок ее формирования и ведения, в том числе порядок доступа к содержащимся в ней сведениям, порядок и сроки внесения в нее сведений устанавливаются Правительством Российской Федерации».

Как видим, в новую ГИС планируются заносить сведения о достаточно широком круге лиц - несовершеннолетних и их родителях или иных законных представителях, находящихся в трудной жизненной ситуации. Последнее понятие действующее законодательство определяет достаточно широко. Согласно ст. 1 Федеральный закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ (ред. от 14.02.2024) "О государственной социальной помощи" трудная жизненная ситуация – «обстоятельство или обстоятельства, которые ухудшают условия жизнедеятельности гражданина и последствия которых он не может преодолеть самостоятельно». Ст. 1 Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ (ред. от 28.04.2023) "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" определяет, что дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, - это дети-сироты; дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии; дети - жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети - жертвы насилия; дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; дети, находящиеся в образовательных организациях для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением, нуждающихся в особых условиях воспитания, обучения и требующих специального педагогического подхода (специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа); дети, проживающие в малоимущих семьях; дети с отклонениями в поведении; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.

Согласно Пояснительной записке, в настоящее время индивидуальная профилактическая работа проводится в отношении 15 категорий несовершеннолетних («трудных подростков»), в общей сложности 421 тысяч человек. Авторы ПФЗ также отмечают, что статистика за 2022 год фиксирует высокий уровень повторной преступности несовершеннолетних на уровне 36%. Эта цифра касается только лиц, повторно совершивших преступление до наступления возраста 18 лет, и не включают в себя, например, тех лиц, которые совершают второе преступление в возрасте 19 лет (Пояснительная записка к проекту федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», л. 1-2).  

Одновременно с этим расширяются компетенции комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав за счет формирования и ведении учета несовершеннолетних, вернувшихся (освободившихся) из исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы, специальных учебно-воспитательных учреждений, а также учет родителей или иных законных представителей, привлеченных комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав к административной ответственности.

Ст. 1 ПФЗ предполагает также и создание реестра наставников несовершеннолетних: «В единой информационной системе в сфере развития добровольчества (волонтерства) осуществляется ведение реестра наставников, привлекаемых для осуществления индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, и реестра организаций, участвующих в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

Индивидуальная профилактическая работа в отношении «трудных подростков» ведется, что признают и авторы законопроекта. Чем же вызвана тогда необходимость создания очередной ГИС, в которую будут собраны сведения о почти полумиллионе несовершеннолетних, как минимум таком же количестве их родителях или законных представителях, если исходить из того, что они воспитываются в неполных семьях, а если в полных – то вдвое больше? В самом ПФЗ на этот вопрос дается маловразумительный ответ: «в целях информационного обеспечения деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и защите их прав». С учетом количества «трудных подростков», в отношении которых ведется профилактическая работа, она вполне осуществляется и без планируемого «информационного обеспечения». Защита прав несовершеннолетних осуществляется действующим законодательством и каких-либо кардинальных изменений в этом отношении текст ПФЗ не предусматривает. Из него совершенно непонятно, чем именно планируемая ГИС лучше защитит их права по сравнению с уже действующими законами. В Пояснительной записке по этому поводу говорится уже несколько о другом: «Дополнительно законопроектом предлагается создать Государственную информационную систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и защиты их прав. К настоящему времени в России действует свыше свыше 2,5 тыс. комиссий и создание единой государственной информационную систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и защиты их прав позволит обеспечить информационное взаимодействие между комиссиями и иными органами системы профилактики. Информационная система будет создаваться на базе Автоматизированной информационной системы в сфере защиты прав несовершеннолетних и профилактики их антиобщественного и противоправного поведения за счет средств, предусмотренных на ее создание и функционирование.

Вместе с тем, поскольку указанная информационная система в настоящее время включает в себя лишь органы исполнительной власти и не содержит в себе сведений о физических лицах, готовых быть наставниками и некоммерческих организациях, готовых работать с трудными подростками, законопроектом предлагается вести реестры наставников и организаций на базе единой информационной системы в сфере развития добровольчества (волонтерства)». Из финансово-экономического обоснования следует, что Федеральным проектом «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» Национального проекта «Образование» предусматривается формирование единого подхода к межведомственному взаимодействию в системе воспитания и профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в рамках которого создана и уже функционирует Автоматизированная информационная система в сфере защиты прав несовершеннолетних и профилактики их антиобщественного и противоправного поведения (АИС «Профилактика»). На финансирование указанной системы бюджетом выделено 789,8 млн. рублей. Как видим, очередная ИС уже создана и получила достаточно щедрое финансирование, а теперь с помощью законопроекта ее преобразуют в ГИС.

Вся эта история невольно заставляет вспомнить подробности, ставшие известные широкой публике после выхода на экраны в 2006 г. кинопасквиля «Сволочи». В этой фальшивке в художественной форме описывалась судьба малолетних преступников, из которых во время Великой Отечественной войны органы НКВД якобы готовили диверсантов и забрасывали на верную гибель в немецкий тыл. В ходе развернувшейся дискуссии выяснилось, что в Советском Союзе ничего подобного не было, зато имеются многочисленные документальные свидетельства о создании подростковых диверсионных школ немецкой разведкой. В справке ФСБ говорится: “В июле 1943 года в мест. Гемфурт, вблизи гор. Кассель (Германия) “Абверкомандой 203” была организована школа диверсантов из подростков. Именовалась она - “Особая команда Гемфурт” (Турченко С. Дети под колпаком у сволочей // http://www.fsb.ru/fsb/smi/overview/single.htm%21id%3D10342484%40fsbSmi.html).          

Белорусские историки установили 12 школ, где готовили детей-диверсантов от 7 до 16 лет. Через эти школы прошло более 1 тыс. агентов-детей. Заведующий отделом публикаций Национального архива Беларуси привел пример, который был актуален на территории Ленинградской области: "Деток умственно неполноценных из детского дома тоже забросили в Ленинград, велев встать в определенном месте и выстрелить из ракетницы, пообещав, что после этого самолет привезет маму ребенка. А чтобы самолет увидел, куда садиться, надо выстрелить ракетой. И так ребенка возле одного из заводов разоблачили".

"Немцы не гнушались ничем, настолько были беспринципны в своей работе агентурной. Для них главное был результат. А то, что кто-то пострадает, чья-то жизнь будет разрушена, их мало волновало. Методы вербовки разные были. Заложничество - самый эффективный, когда угроза семье была (забрали родителей в заложники - выполни задания или родителей убьем). Играли на чувствах маленьких деток: приключения, возможность иметь оружие, почувствуй себя взрослым. Естественно, активно использовали трудных подростков (из колоний, из детских домов), хулиганистых, которых легче было как-то мотивировать за деньги, за какие-то обещания", - рассказал Святослав Кулинок ("Не гнушались ничем". Как немцы использовали детей-диверсантов в годы ВОВ, рассказал историк // https://www.belta.by/society/view/ne-gnushalis-nichem-kak-nemtsy-ispolzovali-detej-diversantov-v-god....

Методы нацистов в этом отношении переняли современные украинские националисты, которые также решили использовать детей для совершения диверсий. «В Генпрокуратуре зафиксировали несколько случаев звонков несовершеннолетним, в частности в Москве, когда злоумышленники пытались убедить малолетних, что нужно якобы для проверки безопасности газового оборудования открыть газ в квартире и спустя некоторое время поджечь его. По данным надзорного ведомства, с территории Украины возобновились звонки на телефонные номера несовершеннолетних, а также сообщения детям в мессенджерах и социальных сетях. Поясняется, что звонки и сообщения злоумышленников детям делаются с целью спровоцировать взрывы в многоэтажных жилых домах.

В МВД в свою очередь на днях рассказали, как украинские спецслужбы через телеграм-каналы вовлекают россиян в разведывательную деятельность. "С украинской стороны сейчас делается большая ставка на внутреннюю дестабилизацию России и теракты на нашей территории, в связи с чем схемы вовлечения российских граждан в противоправную деятельность достаточно изощрены. Администрируемые украинскими спецслужбами каналы, маскирующиеся под OSINT-проекты, становятся ловушкой. В их основе лежит концепция сбора данных из открытых источников для "расследований". Используя в таких телеграм-каналах методики "геймификации" - вовлечения в игровые задания, - злоумышленники, по сути, осуществляют вербовку граждан, ставя перед ними задачи разведывательного характера по сбору чувствительной информации о российском оборонном потенциале", - рассказала официальный представитель МВД России Ирина Волк» (Егоров И., Петров И. Националисты с Украины убеждают детей включить газ в квартире // https://rg.ru/2024/01/25/opasnye-zvonki.html).

Однако младшими школьниками бандеровцы не ограничились. «Сегодня анонимные вербовщики, работающие на украинские спецслужбы, рассматривают юных россиян как потенциальных исполнителей самых разных преступлений — от диверсий на железных дорогах до вооруженных нападений на школы». Так, например, 30 января 2024 года два 17-летних ученика 11 класса из подмосковного города Долгопрудного подожгли релейные шкафы на перегоне между железнодорожными станциями Марк и Новодачная Савеловского направления. За это им в мессенджере пообещали заплатить 150 долларов.

«22 января в МВД России рассказали о том, что с начала проведения специальной военной операции (СВО) на Украине на российских железных дорогах было совершено 184 диверсии. По подозрению в этих преступлениях задержали 141 подозреваемого, из которых более 40 процентов — 59 человек — оказались подростками.

Замначальника главного управления по обеспечению охраны общественного порядка МВД России полковник Станислав Колесник отметил, что ради денег на преступления готовы идти дети из семей с низким материальным достатком и без моральных принципов» (Открывайте газ и идите в школу» Как украинские спецслужбы делают диверсантов из российских детей и подростков? // https://lenta.ru/articles/2024/03/01/teen/).

В другом случае, уже после теракта в "Крокусе" подросткам в ДНР через Telegram предлагали 1,5 миллиона рублей за взрыв школы. "Двадцать пятого марта я просыпаюсь, захожу в Telegram и вижу, что у меня пришло уведомление от какого-то "левого" аккаунта. Там сообщение: "Здравствуй, Егор, мы тебе готовы заплатить полтора миллиона рублей, чтобы ты устроил теракт в новоазовской школе № 1, место встречи скажем позже", — рассказал РИА Новости Егор, ученик восьмого класса этой школы (Подросткам в ДНР предлагали взорвать школу после теракта в "Крокусе" // https://ria.ru/20240327/vzryv-1936076561.html).

К несчастью, подобного рода случаи далеко не единичны. Многие из них широко освещались в СМИ и едва ли авторы ПФЗ могли о них не знать, равно как и о широко обсуждаемом в свое время х/ф «Сволочи». Однако, несмотря на это, они предлагают собрать в одну ГИС данные обо всех «трудных подростках» и их родителях в масштабах всей страны, а также в единый реестр и информацию обо всех работающих с несовершеннолетними волонтерах. Лучшего подарка спецслужбам Украины, любого враждебного нам государства и криминальным структурам трудно себе и представить. Если сейчас бандеровцам приходится собирать данные по детям из открытых источников, то в случае получения доступа к ГИС «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» в их руках будет вся нужная им информация по наиболее готовой к противоправному поведению части молодежи нашей страны. Если даже сейчас счет задержанных за совершение диверсий подростков идет на десятки человек, то с данной ГИС он легко может пойти на десятки тысяч. Поскольку во время войны нацисты активно использовали трудных подростков, нет никаких сомнений, что таким же способом будут поступать и их идейные преемники. Нацисты не гнушались использовать даже умственно отсталых детей и, по странному стечению обстоятельств, благодаря использованной юридической терминологии, в данную ГИС будут включены и дети с ограниченными возможностями здоровья, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии. Для обеспечения повиновения малолетних диверсантов нацисты угрожали расправиться с их родителями – сведения о родителях будет содержать и ГИС. Благодаря же современным технологиям врагам России совершенно не надо будет создавать разведшколы и обеспечивать пребывание потенциальных диверсантов на подконтрольной им территории – с помощью ГИС ими можно будет легко командовать дистанционно. Вне зависимости от субъективных побуждений авторов данного законопроекта, созданная на бюджетные деньги подобная ГИС станет поистине царским подарком всем врагам России, которые благодаря ей смогут использовать против нашей страны почти полумиллионную армию «трудных» или не осознающих последствия своих действий подростков.       

Понятно, что апологеты цифровизации станут уверять, что данная система будет надежно защищена, однако ведущий отечественный специалист в области компьютерной безопасности Наталья Касперская отмечает, что в 2022 году по России объем утечек увеличился в 2,7 раза и продолжил расти в прошлом году (по итогам 2023 года он составил 60%). В количественном выражении прошлогодний объем слитых персональных данных россиян превысил отметку в один миллиард строк — то есть, он в несколько раз больше численности населения страны.

Имеются и другие, крайне опасные тенденции: «С началом спецоперации у нас значительно изменилась модель угроз и на первый план вышла политическая мотивация киберпреступников. В настоящее время, цель большинства их них — не финансовая выгода, а причинение максимального ущерба. Изменился и характер утечек — так, если до 2022 года 60-70% инцидентов совершались внутренними нарушителями, то сейчас большинство из них инициируются извне. Также обращает на себя внимание изменение доли государственной тайны в общем объеме слитой информации. В 2023 году она расширилась втрое, что также говорит о приоритетных целях киберпреступников. (…) Киберпреступники не сидят без дела и очень быстро придумывают множество способов взлома для каждой новой технологии, которой мы пользуемся. Исключений здесь не бывает, и взломать можно все что угодно. Таким образом, полный переход в цифру — вещь очень рискованная, и сегодня мы уже видим этому прямые подтверждения» (Наталья Касперская: содержимое любого смартфона может быть слито в сеть // https://www.infowatch.ru/resursy/blog/blog-natali-kasperskoy/soderzhimoye-lyubogo-smartfona-mozhet-byt-slito-v-set).

Если благодаря киберпреступлениям во все более увеличивающимся объеме похищается информация, государственную тайну, то что же говорить об обыкновенной ГИС. С помощью ли взлома системы или подкупа имеющего к ней доступ сотрудника, заинтересованные лица смогут без особого труда получить содержащуюся в ГИС информацию. И тогда с ее помощью в дополнении к многомиллионной армии мигрантов иностранные спецслужбы смогут использовать против нашей страны почти полумиллионную армию несовершеннолетних правонарушителей. Лицемерно заявляя о «защите их прав», авторы ПФЗ создают все условия, чтобы путем вовлечения в диверсионную деятельность судьбы однажды оступившихся несовершеннолетних или детей с ограниченными возможностями были сломаны навсегда. Теракт в «Крокусе» показал всю ошибочность и преступность миграционной политики. Должны ли мы ожидать какого-либо нового масштабного страшного теракта или серии терактов с участием несовершеннолетних, чтобы понять ошибочность и преступность политики в сфере цифровизации или же у нас хватит мудрости их предотвратить?

Следует также отметить, что депутат Государственной Думы РФ Т.В. Буцкая была одним из соавторов антисемейного ювенального проекта федерального закона № 333901-8 «О внесении изменений в Федеральный закон от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (в части расширения перечня категорий несовершеннолетних, помещаемых в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел)», который был внесен в Государственную Думу РФ 11.04.23 г. Полагаем, что подобная систематическая деятельность против интересов нашей страны и государства не должна оставаться безнаказанной. На наш взгляд наиболее лучшей мерой против подобного поведения некоторых депутатов является закрепление права избирателей на отзыв депутата. В настоящее время статья 24 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 23.03.2024) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусматривает лишь отзыв депутата местного самоуправления. Однако в Советском Союзе действовал Закон СССР от 30.10.1959 "О порядке отзыва депутата Верховного Совета СССР", который начинался следующими словами: «Право отзыва депутата, как одно из основных положений социалистического демократизма, установленное в результате Великой Октябрьской социалистической революции и создания Советского государства, является выражением полновластия советского народа и гарантирует действительную ответственность депутата перед избирателями». В свое время многие критики СССР называли его тоталитарным недемократическим государством. Неужели в недемократическом СССР политических прав у граждан было больше, чем в современной демократической России? С учетом некоторых законопроектов, вносимых в ГД, возвращение гражданам РФ право на отзыв депутатов ГД более чем актуально.    

Необходимо отклонение проекта федерального закона № 578685-8 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» как представляющего огромную опасность для безопасности нашей страны, судьбам многим сотен тысяч несовершеннолетних и их родителей.

Остались вопросы? Вы можете задать их нам через чат-бота в телеграм
Задать вопрос
Подписывайтесь на наши ресурсы:
#Ювенальная юстиция # Буцкая # Рукавишникова # База данных детей
Дорогие друзья!

Наша деятельность ведется на общественных началах и энтузиазме. Мы обращаемся к Вам с просьбой оказать посильную помощь нашей экспертной и правозащитной деятельности по защите традиционной семьи и детей России от западных технологий и адаптированных с помощью лоббистов законов. С Вашей помощью мы сможем сделать еще больше полезных дел в защите традиционной Российской семьи!

Для оказания помощи можно перечислить деньги на карту СБЕРБАНКА 4276 5500 3421 4679,
получатель Баранец Ольга Николаевна
или воспользуйтесь формой для приема взносов: