В связи с внесением в ФЗ «Об образовании в РФ» изменений 30.12.2021г., якобы руководителями образовательных организаций утверждены Положения об использовании электронного обучения (наименования могут быть различны) с текстом о том, что дистанционно обучение (равно электронное обучение) может быть введено приказом директора образовательной организации без согласия родителей (иных законных представителей) несовершеннолетних детей. В связи с этим возникла необходимость дать разъяснения по этому вопросу.
Прежде всего, какие изменения внесены Федеральным законом от 30.12.2021 N 472-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации": статья 16 Закона «Об образовании в РФ дополнена частью 3.1 следующего содержания:
"3.1. При реализации основных общеобразовательных программ и образовательных программ среднего профессионального образования с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, предусматривающих обработку персональных данных обучающихся, организация, осуществляющая образовательную деятельность, должна использовать государственные информационные системы, создаваемые, модернизируемые и эксплуатируемые для реализации указанных образовательных программ.";
При этом, эти изменения вступают в силу с 01.01.2023г.
Как понимать эти изменения:
В случае, если школа реализует образовательные программы с применением электронного обучения, она обязана использовать государственные информационные ресурсы (прим: а не учи.ру, ЯКласс и иже с ними). Поскольку государственные информационные ресурсы еще не созданы, эта статья вступает в силу с 01.01.23г.
Т.е. ничего революционного в ст. 16 Закона «Об образовании в РФ», которое дало бы право школе не испрашивать согласие родителей при введении дистанта, не внесено.
Согласно ч. 2 ст. 16 ФЗ от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 30.12.2021) "Об образовании в Российской Федерации" организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. (в ред. Федеральных законов от 26.07.2019 N 232-ФЗ, от 26.05.2021 N 144-ФЗ)
Указанную норму права следует толковать системно, с учетом иных действующих правовых норм, а именно:
Федеральным законом "О персональных данных" от 27.07.2006 N 152-ФЗ предоставлено право субъекту персональных данных, которыми являются как родители, так и дети, обучающиеся в школе, право самостоятельно и добровольно распоряжаться своими персональными данными. Принуждение к размещению персональных данных на каких-либо сторонних ресурсах (владельцем и оператором которых не является именно образовательная организация, в которой обучается ребенок) запрещено, а именно: в соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" субъект персональных данных принимает решение о предоставлении его персональных данных и дает согласие на их обработку свободно, своей волей и в своем интересе.
Ни одним федеральным законом не установлена обязанность граждан соглашаться на электронное обучение с применением дистанционных образовательных технологий и на обработку персональных данных автоматизированным способом в качестве условия «электронного обучения».
Таким образом, принуждение к согласию на обработку персональных данных автоматизированным способом не допускается в силу наличия прямого запрета незаконного сбора и обработки личных данных, содержащегося в вышеуказанных положениях федерального законодательства.
Предоставление государственных и (или) муниципальных услуг является выражением функций правового государства, а их получение гражданами - способом обеспечения их нормальной жизнедеятельности.
В соответствии с положениями п. 6 ст. 4 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" от 27.07.2010 N 210-ФЗ, основные принципы предоставления государственных и муниципальных услуг, согласно которого одним из основных принципов предоставления государственных и муниципальных услуг включают: возможность получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя, за исключением случая, если на основании федерального закона предоставление государственной или муниципальной услуги осуществляется исключительно в электронной форме.
Обращаю ваше внимание на фразы "по выбору заявителя" и "за исключением случая, если НА ОСНОВАНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА предоставление гос. услуги осуществляется ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО только в электронном виде". Очевидно, что ни в одном федеральном законе, включая Закон "Об образовании в РФ", не указано, что государственная образовательная услуга оказывается ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО только в электронном виде. В связи с чем выбор формы получения государственной услуги принадлежит именно заявителю (получателю услуги), а школа самостоятельно не вправе в одностороннем порядке вводить дистант (электронное обучение, электронный вид образовательной услуги).
Статьей 28 Закона «Об образовании в РФ» предусмотрена обязанность образовательной организации осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Согласно п. 1 ст. 27 Федерального закона РФ от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» «Условия работы с машинами, механизмами, установками, устройствами, аппаратами, которые являются источниками физических факторов воздействия на человека (шума, вибрации, ультразвуковых, инфразвуковых воздействий, теплового, ионизирующего, неионизирующего и иного излучения), не должны оказывать вредное воздействие на человека». Таких гарантий внедрение «электронного обучения не имеет».
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 2 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания" (вместе с "СанПиН 1.2.3685-21. Санитарные правила и нормы...") установлены нормы использования электронных средств обучения (ЭСО) , таблица 6.8, в том числе:
Очевидно, что при норме использования ПК или ноутбука в течение учебного дня в 8 классе не более 60 минут, никакого дистанционного обучения организовать невозможно.
С учетом действующих норм СапПин об ограничении по времени использования электронных средств обучения, очевидно, что перевод на дистант на постоянной основе (пусть и с ограничением по датам) противоречит этому требованию упомянутого Закона.
Применение электронного оборудования и дистанционных образовательных технологий (ДОТ) предполагают использование не апробированных электронных методов и средств обучения при реализации образовательных программ, т.е. являются экспериментальными, сопрягаются с вредными факторами воздействия на здоровье детей и не могут обеспечить безопасного и качественного обучения при реализации образовательных программ. Никаких серьезных исследований, подтверждающих эффективность электронного обучения и его безопасность, проведены не были. Специализированные СанПиНы на массовое использование электронных устройств в рамках работы в образовательных платформах не разработаны.
Согласно п.2 ст. 28 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «программы, методики и режимы воспитания и обучения детей допускаются к применению при наличии санитарно-эпидемиологических заключений. Использование технических, аудиовизуальных и иных средств воспитания и обучения, учебной мебели, учебной и иной издательской продукции для детей осуществляется при условии их соответствия санитарно-эпидемиологическим требованиям». В связи с чем, до применения в процессе ДОТ необходимо предоставление родителям соответствующих заключений для образовательных платформ для ознакомления.
Таким образом, на основании анализируемых норм права положения Закона "Об образовании в РФ" о том, что "образовательная организация вправе использовать электронное обучение" следует понимать с учетом существующих также установленных законодателем норм права, ограничивающих односторонне введение образовательной организацией дистанта (электронного обучения).
П.3 ч. 6 ст. 28 Закона «Об образовании в РФ» предусмотрена обязанность образовательной организации осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: соблюдать права и свободы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников образовательной организации.
Есть общеправовой принцип, более чем иллюстрирующий данную ситуацию: «Свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого».
Вывод:
школа не вправе использовать электронное обучение без согласия субъекта персональных данных на их размещение на конкретных сторонних, не принадлежащих лично школе сайтах, а также, если получатель государственной образовательной услуги не выбрал именно электронную форму получения этой услуги и электронное обучение не превышает по времени действующие нормы СанПин.
Наша деятельность ведется на общественных началах и энтузиазме. Мы обращаемся к Вам с просьбой оказать посильную помощь нашей экспертной и правозащитной деятельности по защите традиционной семьи и детей России от западных технологий и адаптированных с помощью лоббистов законов. С Вашей помощью мы сможем сделать еще больше полезных дел в защите традиционной Российской семьи!
Для оказания помощи можно перечислить деньги на карту СБЕРБАНКА 4276 5500 3421 4679,
получатель Баранец Ольга Николаевна
или воспользуйтесь формой для приема взносов: