Швабауэр А.В., к.ю.н., член экспертно-консультативного совета по семейному праву Совета Федерации
Для этого необходимо:
А) устранить из законодательства неадекватно широкое понятие «детей, оставшихся без попечения родителей», которое мы имеем сейчас. Такими детьми являются не только дети умерших родителей. По ст. 121 СК РФ к ним относятся и те, родители которых болеют или, по мнению сотрудников опеки, создают условия «препятствующие нормальному развитию» ребенка. Что такое «нормальное развитие» на глазок измерит сотрудник опеки. А с учетом того, что попадание детей в число «оставшихся без попечения» открывает серьезные денежные потоки, такие определения провоцируют изъятия детей из вполне хороших семей на практике. Аналогичные проблемы с широкими понятиями для вмешательства в семьи имеются в ФЗ №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
На поправки в этом направлении работает комиссии в Совете Федерации. Надеемся, на скорое внесение законопроекта.
Б) Невозможно согласиться с инициативой о принятии отдельного ФЗ о профилактике в отношении семей и об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей. Сторонники такого закона поддерживают проведение профилактики со стороны НКО и финансирование со стороны государства такой профилактики.
Во-первых, для профилактики в случаях уклонения родителей от воспитания детей прекрасно может использоваться ФЗ № 120 (при том, что в нем нужно сократить широкие основания для вхождения в семьи третьих лиц). Добросовестными сотрудниками ПДН он для этого уже используется в правильном направлении. Новый закон способен только дать НКО полномочия для вмешательства в семьи (причем по широко трактуемым основаниям), а с учетом финансирования этого вмешательства, НКО будут заинтересованы в максимальном количестве кровных семей на сопровождении. С такими примерами на Западе мы хорошо знакомы. Например, одна семья, которой мы помогали в Эстонии, попала на профилактику, которая заключалась в том, что от них требовали переставить велосипед с одного места на другое, выбросить старые книги, цветы с балкона, чтобы в комнате было больше света и т.п. Невыполнение таких требований равно неудавшейся профилактике и ведет к изъятию детей из такой «неблагополучной» семьи, что и произошло в знакомом нам случае. Профилактика в родных семьях от НКО, особенно на т.н. стадии «раннего неблагополучия», что предлагают сторонники «профилактики социального сиротства», – это западная технология ювенальной юстиции по разрушению института семьи.
В) необходимо избавиться в действующем законодательстве РФ от норм, которые провоцируют отобрание детей из родных семей. Речь идет, в частности, об институте платных (приемных) семей, зарабатывающих деньги на передержке отобранных детей. Рассмотрим этот вопрос подробнее.
1. Что такое приемная семья.
Существует три формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей: устройство в организацию для детей, оставшихся без попечения родителей, усыновление и опека (попечительство). Но они манипулятивным образом формально-юридически разрослись и появилась т.н. «приемная семья» (она же патронатная, замещающая, фостерная). На самом деле «приемная семья» - это платная опека. Нельзя путать платную приемную семью с усыновлением и с бесплатной опекой. Это кардинально отличающиеся вещи.
По п. 1 ст. 152 СК РФ «Приемной семьей признается опека или попечительство над ребенком или детьми, которые осуществляются по договору о приемной семье, заключаемому между органом опеки и попечительства и приемными родителями или приемным родителем, на срок, указанный в этом договоре». При этом к отношениям, возникающим из договора о приемной семье, могут применяться правила гражданского законодательства о возмездном оказании услуг (п. 2 ст. 152 СК РФ).
По ст. 153.1 СК РФ «Размер вознаграждения, причитающегося приемным родителям, размер денежных средств на содержание каждого ребенка, а также меры социальной поддержки, предоставляемые приемной семье в зависимости от количества принятых на воспитание детей, определяются договором о приемной семье в соответствии с законами субъектов Российской Федерации».
2. Существует явный и шокирующий перекос в сторону государственной материальной поддержки платных «замещающих семей».
Это провоцирует переток детей из кровных малоимущих семей (из которых детей отбирают за бедность) в более обеспеченные государством приемные (патронатные).
Так, по законодательству Москвы[1] принятие трех детей, например, в возрасте от 12 лет до 18 лет, в приемную семью дает приемным родителям следующие выплаты:
- на содержание каждого ребенка - 29 036 р.,
- зарплату за каждого ребенка - 18 150 р.,
- ежемесячная компенсационная выплата категориям детей, оставшихся без попечения родителей, из числа подкинутых, оставленных и отказных детей - 3 444 р. (что провоцирует соответствующее оформление детей).
Итак: около 150 тысяч рублей только на «содержание детей» и в качестве вознаграждения за «работу приемными родителями» [2]. Вне зависимости от уровня их доходов.
Плюс существуют иные меры поддержки. По ст. 20 Закона г. Москвы от 14.04.2010 N 12 "Об организации опеки, попечительства и патронажа в городе Москве":
«1. Государственная поддержка приемных семей и семей, принявших детей на патронатное воспитание, осуществляется в порядке, установленном Правительством Москвы, в виде:
…
3) ежегодного обеспечения детей, переданных в приемную семью, на патронатное воспитание, путевками в организации отдыха детей и их оздоровления (в санаторно-курортные организации - при наличии медицинских показаний), приобретаемыми за счет средств бюджета города Москвы, с оплатой проезда к месту лечения (отдыха) и обратно или предоставления компенсации стоимости путевки и проезда к месту лечения (отдыха) и обратно в случае самостоятельного приобретения путевок и оплаты проезда к месту лечения (отдыха) и обратно приемными родителями, патронатными воспитателями;
4) выделения один раз в два года путевок для отдыха детей, переданных в приемную семью, на патронатное воспитание, в сопровождении приемного родителя или патронатного воспитателя.
2. На приемного родителя (приемных родителей), в семье которого (которых) воспитываются (приняты на воспитание) трое или более детей, на патронатного воспитателя, у которого воспитываются (приняты на воспитание) трое детей, распространяются следующие льготы:
1) бесплатный проезд на городском пассажирском транспорте (кроме такси и маршрутного такси);
2) возмещение расходов по оплате телефона в жилом помещении, в котором фактически проживают дети, переданные в приемную семью, на патронатное воспитание (за исключением услуг междугородней и международной связи);
3) возмещение расходов по оплате за жилое помещение, в котором фактически проживают дети, переданные в приемную семью, на патронатное воспитание, и коммунальные услуги».
Что касается усыновления, например, тоже трех детей, то с ним поддержка более скромная, чем у платных приемных семей: естественным образом отсутствует выплата зарплаты (то есть, уже почти на 60 тысяч р. в мес. меньше). И остальные меры поддержки приемных родителей на усыновителей не распространяются. То есть, выплаты раза в 3 меньше.
А теперь смотрим по тому же нормативному акту Москвы гос. поддержку обычных РОДНЫХ семей с тремя детьми:
1.3.1 Ежемесячная компенсационная выплата на возмещение расходов в связи с ростом стоимости жизни семьям:
1.3.1.1 с 3-4 детьми - 1 379 р.
1.3.1.2 с 5 и более детьми - 1 722 р.
1.3.2 Ежемесячная компенсационная выплата на приобретение товаров детского ассортимента семье, имеющей 5 и более детей - 2 067 р.».
Выплата 1379 р. на СЕМЬЮ, а не на каждого ребенка, как в случае с опекой.
Итак, если родная семья с 3 детьми получает 1379 рублей господдержки в месяц (и пашет изо всех сил, чтобы оплачивать жилье и прочие расходы), то платная приемная семья по закону автоматом (вне зависимости от уровня своих доходов) получает 150 тыс. рублей, плюс имеет право на оплату расходов на жилье, на телефон, на проезд, на отдых (по определенным нормам).
ПОДДЕРЖКА ПЛАТНЫХ ПРИЕМНЫХ МНОГОДЕТНЫХ СЕМЕЙ ВЫШЕ, ЧЕМ РОДНЫХ МНОГОДЕТНЫХ В 110- 150 РАЗ (в зависимости от того, включать ли в общую сумму все меры поддержки или только зарплату и содержание ребенка).
А если учесть, что платные родители могут иметь оплаченное государством проживание и при этом сдавать свое собственное жилье в аренду, то разница в уровне жизни между платными и родными родителями становится просто невообразимой.
Такие условия, закрепленные нормативными актами, естественным образом порождают очередь на изъятие детей из кровных семей.
Если отобрать у родной семьи 3 детей, то можно выкачать из бюджета в 150 раз больше, а еще и снять с родных родителей в виде алиментов деньги на содержание ребенка. Это ли не основа для мафиозного бизнеса?
Существующее регулирование можно назвать криминогенным и преступным по отношению к институту семьи, игнорирующим Стратегию национальной безопасности.
3. Коммерциализация при семейном устройстве детей в корне противоречит российским духовным традициям.
В связи с «профессионализацией» и денежным интересом «замещающей семьи» исключается построение полноценных семейных отношений. В наших традициях базой института семьи являются чувства любви и самопожертвования. Подмена базы семьи с духовной на материально-профессиональную, исключая единственно верную основу детско-родительских отношений, закономерно порождает психологические проблемы для детей и разрушает традиционный институт семьи, что доказывают соцопросы и практика.
В условиях обновленной Конституции РФ, в которой традиционные семейные ценности поставлены под защиту, необходимо отказаться от таких уродливых и преступных по смыслу правовых механизмов, которые калечат институт традиционной семьи и государство, и которые внедрены в наше законодательство по западным лекалам.
4. В России институт замещающих семей давно лоббируется и финансируется многочисленными прозападными НКО (такими как Нац. Фонд защиты детей от жестокого обращения) и поддерживается на нормативно-правовом уровне.
Помимо норм о приемных семьях в СК РФ, см., напр., Письмо Министерства образования и науки РФ от 1 сентября 2014 г. N ВК-1850/07 «О реструктуризации и реформировании организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и совершенствованию сети служб сопровождения замещающих семей»[3].
Действующее регулирование подрывает понятие «родителей» и «семьи», фактически приравнивая платных опекунов к родителям путем использования соответствующего названия.
Цель здесь преследуется одна – уравнять и перед законом, и в общественном сознании любые «семьи». Таким образом, право ребенка на «семью» будет считаться реализованным даже в случае его изъятия из родной, кровной семьи и передачи в платную замещающую «тоже семью». Это открывает путь к легализации перетока детей из одних семей в другие.
5. Риски, связанные с платными семьями, на примере западного опыта.
Известны серьезные проблемы с замещающими «семьями»:
- Помещение ребенка в «замещающую семью» приводит обычно к прекращению общения ребенка с родными (приемные семьи не хотят, чтобы их «тревожили»).
- Контроль за тысячами «замещающих семей» сильно осложнен, если не сказать исключен. В этом смысле нахождение детей в детском учреждении дает больше возможности для проверки соблюдения их прав, защиты их от реального преступного насилия (дети на глазах друг у друга, могут передавать серьезную информацию через родственников одного из детей во «внешний мир» при необходимости).
Поэтому абсолютно порочной практикой является разрушение системы учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей. (Это не снимает вопроса о необходимости организации малокомплектных учреждений с удобствами). В учреждениях находятся далеко не только дети умерших родителей, но в т.ч. дети, отобранные у родных родителей, например, за бедность. Таким детям легче (если нет родственников) дожидаться возможности возвращения в родную семью в детском учреждения с точки зрения возможности встреч с родителями и поддержки связи с ними, защиты от издевательств.
Для того, чтобы лучше осознать финальную картину лоббируемой в РФ системы ювенальной юстиции западного образца, нужно подробнее рассмотреть систему, в которую платные (приемные) семьи встроены как составляющая часть.
В докладе сенатора Штата Джоржия (США) Ненси Шеффер «Коррупционный бизнес службы защиты детей» («The corrupt business of Child protective services», 2007)[4] сообщаются следующие сведения о системе:
- Отобранный ребенок перевозится в другой регион и помещается в замещающую семью.
- В фостерной семье много детей. (это выгодно!) Приведен пример - 18.
- В США высока смертность и побеги из фостерных «семей»: 400-500 детей погибает в ежегодно, от 1500 до 4500 детей в год сбегает из таких «семей».
- Педофилы находятся прямо в системе, в школах и в Child protective service (служба защиты детей).
- Детям в замещающих семьях плохо. Часты случаи, когда детей насиловали дома. Глава ассоциации замещающих семей в Джоржии был арестован за домогательства к изъятым детям.
- Система выстроена так, что социальные работники подделывают доказательства, ибо им выгодно изымать детей. И они «вне подозрений» системы. Они не отвечают ни за что.
- Все нарушения в детозащите покрываются ссылкой на конфиденциальность информации.
- В изъятии детей заинтересованы многие: гос. служащие, детские адвокаты, семейные суды, психологи, консультанты, замещающие семьи, социальные работники. Высокое количество изымаемых детей обеспечивает их рабочим местом.
- Возвращению ребенка в кровную семью чинятся препятствия (от родителей требуют бесконечно проходить то или иное психологическое обучение, сдавать тесты и т.п.). (Комментарий: вот для чего используют «школы родителей», лоббируемые в России прозападными НКО).
- За каждого ребенка, помещенного в замещающую семью, платится бонус. Это приводит к тому, что надо изъять как можно больше детей, чтобы заработать и чтобы у клиентов (замещающих семей), был выбор.
- Больше денег выделяется на детей, помещенных в психиатрические заведения и посаженных на психотропные медикаменты. 60% похищенных детей подсаживают на "прозак" (шизотерическое успокоительное).
- Система не финансирует воссоединение семьи. Поэтому в этой системе никто не заинтересован в возвращении детей.
- В фостерных семьях дети погибают в 6 раз чаще, чем в общественных местах.
В дополнение отметим, что бывший судебный обвинитель из штата Орегон Роджер Вайднер на вопрос: «Является ли «Child protective service» правительственной сетью по похищению детей?», говорит: «В общем, ДА». Он также говорит, что финально бонус Child protective service составляет 85000 долларов за каждого похищенного ребенка[5].
В США по официальной статистике изымается в среднем 250 - 300 тыс. детей каждый год[6].
6. Выводы.
- Институт приемных (платных) семей в России должен быть отменен.
- Опека должна сохраняться только в форме бесплатной (что не исключает соцподдержки государства; речь о недопустимости заключения возмездного договора, в котором ребенок становится фактически предметом сделки, а люди зарабатывающие на этом деньги – получают звание «родителя»).
- Материальная господдержка родных, усыновленных и подопечных детей должна быть как минимум равноценной.
- Нельзя уничтожать систему учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей (что не препятствует формированию малокомплектных и более комфортных учреждений).
- Необходимо урезать основания для вмешательства в родные семьи, в частности, сделать определенным понятие детей, оставшихся без попечения; список оснований для признания детей, оставшимися без попечения, должен быть исчерпывающим (в этих целях готовится законопроект в Совете Федерации).
Приложение:
Постановление правительства Москвы от 26 октября 2021 года № 1668-ПП "Об установлении размеров отдельных социальных и иных выплат на 2022 год"[7] (выдержка)
2.4 Выплата ежемесячных денежных средств опекунам, попечителям, приемным родителям, патронатным воспитателям на содержание:
2.4.1 каждого ребенка-сироты или ребенка, оставшегося без попечения родителей, в возрасте от 0 лет до 12 лет, не являющегося ребенком-инвалидом - 18 937
2.4.2 каждого ребенка-сироты или ребенка, оставшегося без попечения родителей, в возрасте от 12 лет до 18 лет, не являющегося ребенком-инвалидом - 25 249
2.4.3 каждого ребенка-сироты или ребенка, оставшегося без попечения родителей, в возрасте от 0 лет до 12 лет, не являющегося ребенком-инвалидом и воспитывающегося в семье, в которую устроены на воспитание трое и более детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей - 22 724
2.4.4 каждого ребенка-сироты или ребенка, оставшегося без попечения родителей, в возрасте от 12 лет до 18 лет, не являющегося ребенком-инвалидом и воспитывающегося в семье, в которую устроены на воспитание трое и более детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей - 29 036
2.4.5 каждого ребенка-инвалида из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - 31 561
2.5 Ежемесячное вознаграждение приемному родителю (приемным родителям), патронатному воспитателю:
2.5.1 на каждого ребенка в возрасте до 18 лет, не являющегося ребенком-инвалидом и переданного на воспитание в приемную семью, на патронатное воспитание - 18 150
2.5.2 на каждого ребенка-инвалида, переданного на воспитание в приемную семью, на патронатное воспитание - 30 855
2.6 Ежемесячная компенсационная выплата отдельным категориям детей, оставшихся без попечения родителей, из числа подкинутых, оставленных и отказных детей - 3 444
2.7 Ежемесячная компенсационная выплата опекунам, попечителям на возмещение расходов по оплате за жилое помещение, коммунальные услуги и телефон в жилом помещении, в котором фактически проживает подопечный ребенок - 1 066
2.8 Ежемесячная компенсационная выплата детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающимся за счет средств бюджета города Москвы по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам и (или) по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, на содержание детей:
- состоящим в браке с такими же лицами;
- в случае расторжения брака между указанными лицами;
- в случае смерти одного из супругов;
- одиноким матерям - 3 444
2.9 Ежемесячная компенсационная выплата лицам, усыновившим (удочерившим) на территории города Москвы после 1 января 2009 г. ребенка-сироту или ребенка, оставшегося без попечения родителей:
2.9.1 на каждого ребенка в возрасте от 0 лет до 12 лет, не являющегося ребенком-инвалидом - 18 937
2.9.2 на каждого ребенка в возрасте от 12 лет до 18 лет, не являющегося ребенком-инвалидом - 25 249
2.9.3 на каждого ребенка-инвалида - 31 561
2.10 Ежемесячная компенсационная выплата лицам, усыновившим (удочерившим) на территории города Москвы после 1 января 2009 г. троих и более детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей:
2.10.1 на каждого ребенка в возрасте от 0 лет до 12 лет, не являющегося ребенком-инвалидом - 22 724
2.10.2 на каждого ребенка в возрасте от 12 лет до 18 лет, не являющегося ребенком-инвалидом - 29 036
2.10.3 на каждого ребенка-инвалида - 31 561
2.11 Ежемесячная денежная компенсация лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, потерявшим в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обучающимся по очной форме обучения за счет средств бюджета города Москвы по основным профессиональным образовательным программам и (или) по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, в целях обеспечения питанием, одеждой, обувью и мягким инвентарем - 13 042
СМ выступление Анны Швабауэр:
[1] Постановление правительства Москвы от 26 октября 2021 года № 1668-ПП «Об установлении размеров отдельных социальных и иных выплат на 2022 год».
[2] Более подробно см. приложение.
[3] См. также http://www.sirotstvo.ru/rus/news/news6305.shtml; http://www.sirotstvo.ru/rus/news/news6313.shtml
[4] http://www.whale.to/b/schaefer.html
[5] https://www.youtube.com/watch?v=wYTeX6yW3ms
[6] http://archive.acf.hhs.gov/programs/cb/stats_research/afcars/trends_july2012.pdf
[7] https://rg.ru/2021/10/26/moscow-post1668-reg-dok.html
Наша деятельность ведется на общественных началах и энтузиазме. Мы обращаемся к Вам с просьбой оказать посильную помощь нашей экспертной и правозащитной деятельности по защите традиционной семьи и детей России от западных технологий и адаптированных с помощью лоббистов законов. С Вашей помощью мы сможем сделать еще больше полезных дел в защите традиционной Российской семьи!
Для оказания помощи можно перечислить деньги на карту СБЕРБАНКА 4276 5500 3421 4679,
получатель Баранец Ольга Николаевна
или воспользуйтесь формой для приема взносов: