Одной из серьезных проблем, присущих современной образовательной среде - является принудительная цифровизация образовательной среды.
Столкнулись с этим и родители Подмосковья. В нашу организацию поступают многочисленные обращения родителей, проживающих в Московской области, о том, что для получения государственной услуги «дополнительное образование ребенка», их принуждают регистрироваться на сайте, т.к. ЯКОБЫ запись на кружки, в иные формы организации предоставления дополнительных образовательных услуг осуществляется только посредством сайта «Навигатор дополнительного образования Московской области»/или Система дополнительного образования Московской области (https://new.dop.mosreg.ru/blog/4).
Помимо прочего в этом усматривается и прямое принуждение к регистрации на сайте «Госуслуги», поскольку заявление на зачисление в организацию дополнительного образования может подать только зарегистрированный пользователь федерального портала государственных услуг (https://www.gosuslugi.ru) с подтвержденной учетной записью.
Так же имеет место понуждение к незаконному сбору персональных данных пользователей дополнительных образовательных услуг, т.к. для получения услуги нужно предоставить помимо документов, удостоверяющий личность ребенка и родителей, еще и СНИЛС ребенка, и адрес его электронной почты;
Отдельные сообщения поступили о том, что для записи ребенка в кружок их принуждают в качестве обязательного условия получения этой государственной услуги регистрироваться на сайте http://dk.mosreg.ru/dk/podmoskovie-krasnogorsk/workshops, получить там код, без которого дети на занятие не будут допускаться.
Возникает закономерный вопрос, на каком основании осуществляется принуждение к передаче персональных данных и регистрации физических лиц на различных электронных сайтах и порталах? Чем обоснована дискриминация детей, родители которых не имеют персонального компьютера в пользовании, не знают, как им пользоваться, не желают регистрироваться на сторонних сайтах и размещать там свои персональные данные?
Для более полного понимания проблемы, хотелось бы напомнить, что организации дополнительного образования находятся в ведении Управления образования, Управления культуры, Управления физической культуры и спорта и молодежной политики.
ОУЗС по выявленным фактам уже направлены жалобы Министру образования Московской области, Министру культуры Московской области.
В связи с этим, хотим напомнить следующие нормы права:
Согласно части 1 статьи 75 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» приоритетной целью образования является формирование и развитие их творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании.
Положения части 1 статьи 9 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», предусматривают, что при осуществлении деятельности в области образования ребенка в семье или в организации, осуществляющей образовательную деятельность, не могут ущемляться права.
Обращение к системе Навигатор носит рекомендательный характер. Свидетельством этому являются ряд нормативных правовых актов в образовательной сфере.
В частности, приказ Министерства просвещения России № 467 от 03.09.2019 г. «Об утверждении «Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей» (пункты 2.2 и 2.4). Письмо Министерства образования и науки РФ № 09-188 от 5 февраля 2018 г. Примечательно, что Министерство просвещения России признает такие отказы неправомерными. В частности, в документе № 06-ЗГ-МП-74 от «09» июля 2020 года указано следующее: «Процедура включения в региональный навигатор данных о детях не должна подразумевать нарушения законодательства Российской Федерации о персональных данных и должна носить добровольно-заявительный характер. …»
Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования, рекомендовано не отказывать родителям (законным представителям) в приеме заявлений на обучение дополнительным общеобразовательным без сертификата дополнительного образования».
Обращаем внимание на также и на то, что согласно ст. 5 ФЗ РФ от 27.07.2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» «При получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют право на: получение государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя, за исключением случая, если на основании федерального закона предоставление государственной или муниципальной услуги осуществляется исключительно в электронной форме».
Любые положения нормативных актов подзаконного уровня не могут противоречить федеральному закону.
Необходимо также иметь ввиду, что в связи с недопустимостью принуждения получения госуслуг в электронной форме, недопустимо принуждать граждан к обработке персональных данных автоматизированным способом.
Статьями 23, 24 Конституции РФ регламентировано право на неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны, а также то, что сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.
В соответствии с п. 1 ст. 3 ФЗ РФ №152-ФЗ от 27 июля 2006 г. «О персональных данных» «персональным данными является любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному, или определяемому физическому лицу». Согласно п. 1 ст. 9 ФЗ «О персональных данных» «субъект персональных данных принимает решение о предоставлении его персональных данных и дает согласие на их обработку свободно, своей волей и в своем интересе. Согласие на обработку персональных данных должно быть конкретным, информированным и сознательным». По ст. 18 Конституции «Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти…».
Принуждение к цифровой обработке персональных данных незаконно и потому недопустимо.
В соответствии с положениями статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг.
Регистрация на любых сайтах, будь то «Госуслуги», «Навигатор дополнительного образования Московской области» или Система дополнительного образования Московской области должны производиться только на добровольной основе.
Аналогично дело обстоит и с принуждением к регистрации на сайте mos.ru для москвичей.
Никакого запрета или ограничения на получение дополнительного образования и (или) предпрофессиональной подготовки в случае отсутствия регистрации на порталах госуслуг и (или) муниципальных услуг mos.ru, а также в случае отсутствия сертификата (регистрации в навигаторе) федеральным законом не предусмотрено.
Без предоставления социальных сертификатов дополнительные предпрофессиональные и общеразвивающие программы в области искусств реализуются детскими школами искусств, являющимися государственными (муниципальными) учреждениями, а дополнительные общеобразовательные программы спортивной подготовки - организациями, реализующими дополнительные образовательные программы спортивной подготовки (п. 4.6 Приложения к Приказу Приказ Минпросвещения России от 03.09.2019 N 467 "Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей").
Порядок приема в ДШИ утвержден приказом Минкультуры России от 14 августа 2013 г. № 114. Между тем, Приказ Министерства культуры РФ от 14 августа 2013 г. № 1145 “Об утверждении порядка приема на обучение по дополнительным предпрофессиональным программам в области искусств”, регулирующий порядок зачисления в ДШИ, не содержит конкретный перечень документов, необходимых для зачисления ребенка на обучение по дополнительным предпрофессиональным программам и конкретный порядок зачисления тоже подробно не регулирует. Однако исходя из указанных положений ч. 1 ст. 75 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», ст. 5 ФЗ РФ от 27.07.2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», а также принимая во внимание положения части 1 статьи 9 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», при осуществлении деятельности в области образования ребенка не могут ущемляться его права, а при получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют право на получение государственных и муниципальных услуг в разных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Что делать, если вы обратились в организацию дополнительного образования для записи в кружок, а вам навязчиво предлагают в обязательном порядке зарегистрироваться на каком либо сайте, в том числе «Госуслуги», «Навигатор дополнительного образования»?
1) Необходимо подать заявление о зачислении ребенка в организацию дополнительного образования (образец № 1 прилагается)
2) В случае отказа в приеме заявления – направить его почтой заказным письмом с уведомлением (квитанцию сохранять!). Одновременно следует подать жалобу в отказе в приеме ребенка (образец № 2) в Управление образования, в Управление культуры, в Управление физической культуры и спорта и молодежной политики.
3) Обратиться в прокуратуру с жалобой (образец № 3).
1) Устно возразить и объяснить, что это незаконное требование и вы ничего делать не будете. Дайте понять, что вы знаете свои права и если они будут продолжать их нарушать, то вы обратитесь с жалобой в прокуратуру.
2) Если организация продолжает настаивать, то потребуйте, чтобы руководитель организации направил на ваше имя письменное требование зарегистрировать вашего ребёнка со ссылкой на НПА и законы в которых будет четко указано что вы обязаны это сделать. Обычно не этом все и заканчивается. Ни один руководитель не будет под этим подписываться.
3) Если и это не помогло, то необходимо подать заявление в организацию дополнительного образования с требованием допустить ребенка в кружок (образец № 4);
4) В случае отказа в приеме заявления – направить его почтой заказным письмом с уведомлением (квитанцию сохранять!). При отказе в допуске ребенка - подать жалобу в отказе в доступе ребенка к обучению в организации дополнительного образования (образец № 5) в Управление образования, в Управление культуры, в Управление физической культуры и спорта и молодежной политики.
5) Обратиться в прокуратуру с жалобой (образец № 6).
Наша деятельность ведется на общественных началах и энтузиазме. Мы обращаемся к Вам с просьбой оказать посильную помощь нашей экспертной и правозащитной деятельности по защите традиционной семьи и детей России от западных технологий и адаптированных с помощью лоббистов законов. С Вашей помощью мы сможем сделать еще больше полезных дел в защите традиционной Российской семьи!
Для оказания помощи можно перечислить деньги на карту СБЕРБАНКА 4276 5500 3421 4679,
получатель Баранец Ольга Николаевна
или воспользуйтесь формой для приема взносов: