Единая государственная информационная система здравоохранения — это совокупность информационно-технических и технических средств, обеспечивающих информационную поддержку деятельности участников системы здравоохранения.
Вопросы регистрации регулируются Постановлением Правительства РФ от 09.02.2022 № 140 (ред. от 30.04.2025) "О единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения" (вместе с "Положением о единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения") через Госуслуги.
Частью системы также является ФРМО (Федеральный регистр медицинских организаций) — часть ЕГИСЗ, который содержит подробную информацию о медицинских учреждениях, включая их название, тип, расположение, данные об оснащении и кадровом составе.
Все организации, которые занимаются медицинской деятельностью, как государственные, так и частные, обязаны предоставлять информацию в Федеральный регистр.
Исключением являются финансовые данные, которые предоставляются только государственными учреждениями. Частные клиники и аптеки не обязаны предоставлять финансовую информацию.
Под медицинской деятельностью понимается профессиональная деятельность по оказанию медпомощи, проведению медицинских экспертиз, медосмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических мероприятий, и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией органов и тканей, обращением донорской крови и ее компонентов в медицинских целях.
Исключение в части регистрации в ФРМО касается только тех организаций, которые не подведомственны Минздраву, — например, ветеринарные клиники, которые получили лицензию в Минсельхозе.
Кроме того, исключение также составляют сведения о медработниках и о лицах, получающих медицинское образование, работающих или обучающихся в медицинских образовательных организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, в которых федеральными законами предусмотрена военная служба или приравненная к ней служба, - соответствующие данные учету не подлежат, если указанными федеральными органами исполнительной власти не принято иное решение.
Все медицинские организации обязаны получить лицензию, при первичном получении которой нужно подать заявку на регистрацию в ФРМО, параллельно зарегистрировать медицинских работников, которые уже должны быть в штате на момент подачи документов. Вместе с этой заявкой нужно подать документы на получение лицензии. Ее организация получит только после того, как будет добавлена в реестр.
Данные об изменениях (смена руководителя, адреса организации и т.д.) также нужно вносить в ФРМО в течение 5 рабочих дней.
Первый этап подключения к подсистеме ФРМО — это регистрация на портале Госуслуг. Руководителям медицинского учреждения необходимо создать учетную запись для юрлица и заполнить нужные данные.
Первоначально на Госуслугах регистрируется физическое лицо. Регистрацию можно пройти через любой онлайн-банк, с помощью сертификата квалифицированной электронной подписи, а также путем посещения МФЦ. После создания руководителем медицинской организации личного аккаунта он может зарегистрировать учетную запись для юридического лица – медицинского учреждения.
Учетная запись на Госуслугах должна быть подтвержденной. Она будет использоваться для первичной авторизации в ЕГИСЗ.
Если не предоставить сведения в ФРМО, то руководитель медицинской организации будет привлечен к административной ответственности по ст. 13.51 КоАП, согласно которой за отсутствие сведений в ФРМО руководителям грозит:
- штраф 30 тысяч рублей;
- дисквалификация на срок до 1 года — а это фактически равнозначно увольнению.
Регистрация в ФРМО — часть лицензионных требований, поэтому если процедура не пройдена, то по ст. 14.1 и 19.20 КоАП должностному лицу грозит:
- штраф до 250 тысяч рублей;
- приостановление деятельности на 90 дней.
Кроме того, несоблюдение требований по ведению ФРМО дает законное основание лицензирующему органу аннулировать лицензию медорганизации.
Таким образом, для того чтобы избежать указанных последствий, работодателю необходимо выполнить установленную законодательством процедуру регистрации в ФРМО и ФРМР.
Персонифицированный учет медицинских работников ведется медорганизацией также в электронном виде с использованием федерального регистра медицинских и фармацевтических работников, являющегося подсистемой ЕГИСЗ.
ФРМР — часть Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ). Система интегрирована с «Госуслугами», поэтому вход в личный кабинет медработника ФРМР осуществляется через портал «Госуслуги».
Основным документов является приказ Минздрава России от 28.10.2022 N 708н "Об утверждении порядка ведения персонифицированного учета лиц, участвующих в осуществлении медицинской деятельности и фармацевтической деятельности, лиц, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального и высшего медицинского образования, образовательным программам среднего профессионального и высшего фармацевтического образования" (далее - Порядок).
В целях персонифицированного учета медицинских работников и персонифицированного учета обучающихся в федеральный регистр вносятся соответствующие записи.
Первичное внесение записи о медицинском работнике осуществляется в автоматическом режиме посредством взаимодействия информационных систем на основании решения аккредитационной комиссии о признании лица прошедшим аккредитацию специалиста, а при невозможности автоматического внесения данных (для медработников с иным образованием и младшего медперсонала) - лицами, уполномоченными руководителями медицинских организаций, или руководителями (заместителем руководителя) уполномоченных органов государственной власти субъектов РФ на основании первичных документов кадрового учета и документов, предоставляемых медицинским работником (п. п. 9, 10 Порядка).
Внесение основных данных о медицинском работнике осуществляется не позднее 3-х рабочих дней со дня заключения с ним трудового договора и является обязательным лицензионным требованием, необходимым для осуществления организацией медицинской деятельности (п. 15 Порядка, пп. "ж" п. 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.06.2021 № 852).
Актуализация основных сведений о медицинском работнике также осуществляется в течение 3-х рабочих дней со дня получения новых сведений на основании первичных документов кадрового учета и документов, представляемых медицинскими работниками и фармацевтическими работниками лично или посредством личного кабинета в федеральном регистре, а в ряде случаев - в автоматическом режиме (п. п. 17, 21, 23 Порядка).
По смыслу ст. ст. 92 - 93.1 Закона об охране здоровья, а также положений Порядка персонифицированный учет медработника должен начинаться еще на этапе получения им профессионального образования, далее - дополняться и актуализироваться, в том числе работодателем либо в автоматическом режиме.
При этом возможность дачи согласия на ведение такого учета или отказ от него Законом не предусмотрена.
В соответствии с ч. 1 ст. 69 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют лица, получившие медицинское или иное образование в российских организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и прошедшие аккредитацию специалиста.
Таким образом, если медицинский работник не пройдет переакредитацию и не подаст своевременно документы, то он не имеет право осуществлять медицинскую деятельность и должен быть отстранен от работы.
Основным документом, регулирующим порядок прохождения аккредитации является Приказ Минздрава России от 28.10.2022 N 709н "Об утверждении Положения об аккредитации специалистов".
Он предусматривает, какую процедуру аккредитации должен пройти каждый медработник, чтобы иметь право работать в медицинском учреждении. Стаж и квалификация при этом значения не имеют.
Сама по себе аккредитация не нова, медработники и ранее проходили курсы повышения квалификации и данные об этом вносились в соответствующие реестры.
Согласно новому положению (будет действовать до 2029 года) процедура включает в себя оценку знаний, навыков и опыта медицинских работников. А также проверку их документов и сертификатов. Кроме того, необходимо будет проходить периодическую переаккредитацию, чтобы подтвердить свою квалификацию.
Однако, основной проблемой медиков, которые обращаются к нам за помощью, является не прохождение самой аккредитации, а подача заявки для ее прохождения и включение в реестр.
В соответствии с п. 61 указанного приказа для прохождения первичной аккредитации и первичной специализированной аккредитации медработники (далее - аккредитуемые), представляют в аккредитационную подкомиссию в форме электронного документа посредством федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или с использованием федерального регистра медицинских работников (далее также - ФРМР), являющегося подсистемой единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения, или на бумажном носителе аккредитуемым или его представителем на основании доверенности, оформленной в соответствии с требованиями гражданского законодательства Российской Федерации
Таким образом, в соответствии с указанной нормой, вроде бы как предусмотрено две формы подачи документов для аккредитации: электронная и бумажная.
Однако, в силу п. 88 того же приказа, для прохождения периодической аккредитации специалиста аккредитуемые представляют в Федеральный аккредитационный центр высшего медицинского образования, высшего и среднего фармацевтического образования, а также иного высшего образования или Федеральный аккредитационный центр среднего медицинского образования определенные документы одним из следующих способов:
- с использованием ФРМФР;
- почтовым отправлением, но данный способ возможен только в случае, если сведения об аккредитуемом отсутствуют в федеральном регистре медицинских и фармацевтических работников.
То есть подать документы почтовым отправлением возможно, по только при первичной аккредитации, поскольку после ее прохождения данные об медицинском работнике хранятся в ФМФР, а подача документов на переаккредитацию, последующую аккредитацию происходит только посредством электронного способа через личный кабинет в ФРМР, посредством Госуслуг.
Таким образом, на сегодняшний день нет альтернативного способа подачи документов об очередной аккредитации медицинского работника, кроме как электронным способом и через Госуслуги.
На наш взгляд это является ничем иным, как принуждением к регистрации на Госуслугах, что противоречит тому, что нам говорят об их добровольности.
Какие мы видим варианты в данном случае:
- первый вариант - это замыкать всю регистрацию, подачу документов и внесение данных исключительно на аккаунте работодателя, посредством которого и должна идти вся информация в ФРМО и ФРМР о медицинских работниках;
- второй вариант – обжаловать указанный порядок в части направления сведений о повторной аккредитации, переаккредитации исключительно в электронной форме, добавлять альтернативу на бумажном носителе. Но данный путь сопряжен со сложностями, поскольку для того, чтобы «опорочить» указанный порядок, на наш взгляд требуется нарушение права медработника на труд и его отстранение от работы ввиду невозможности подать документы и пройти аккредитацию ввиду отсутствия Госуслуг, пройти судебные инстанции, которые бы признали действия работодателя верными и тогда ставить вопрос о порядке.
Наша деятельность ведется на общественных началах и энтузиазме. Мы обращаемся к Вам с просьбой оказать посильную помощь нашей экспертной и правозащитной деятельности по защите традиционной семьи и детей России от западных технологий и адаптированных с помощью лоббистов законов. С Вашей помощью мы сможем сделать еще больше полезных дел в защите традиционной Российской семьи!
Для оказания помощи можно перечислить деньги на карту СБЕРБАНКА 4276 5500 3421 4679,
получатель Баранец Ольга Николаевна
или воспользуйтесь формой для приема взносов: