Недопустимость отказа в медицинской помощи по мотиву отсутствия СНИЛС или из-за отказа использования электронных карт

Нам поступает множество жалоб в связи с невозможностью записаться к врачу или обратиться в поликлинику из-за отсутствия у ребенка СНИЛС, или отсутствия согласия на запись через госуслуги, на оформление медицинской карты в электронном виде.
#
Общественный уполномоченный по Защите Семьи
0

В настоящей инструкции мы разъясняем Ваши права и гарантии в области здравоохранения.

Внимание! Эта инструкция универсальна и подходит для защиты прав не только детей, но и взрослых (за исключением положений о СНИЛС), то есть совершеннолетних.

Медицинские организация настаивают на невозможности оформить медицинскую документацию в традиционном виде на бумажном носителе, а также без использования СНИЛС, однако эти требования на законе не основаны и противоречат Конституции РФ.

Согласно ч.1 ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Пунктом 3 статьи 5 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" от 27.07.2010 N 210-ФЗ предусмотрено, что при получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют право на получение государственных и муниципальных услуг не только в электронной форме, но и в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя, за исключением случая, если на основании федерального закона предоставление государственной или муниципальной услуги осуществляется исключительно в электронной форме.

Однако для медицинских услуг законом не установлена электронная форма, как единственно возможная для их получения.

Также законом не предусмотрена возможность оператора персональных данных производить обработку персональных данных автоматизированным способом без согласия субъекта (пациента или его законного представителя).

Согласно ч. 1 ст. 23 Конституции РФ «каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну».

В силу ч. 1 ст. 24 Конституции РФ «сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются». В соответствии с п. 1 ст. 3 ФЗ РФ №152-ФЗ от 27 июля 2006 г. «О персональных данных» «персональным данными является любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу».

В п. 1 ст. 9 ФЗ «О персональных данных» указано: «субъект персональных данных принимает решение о предоставлении его персональных данных и дает согласие на их обработку свободно, своей волей и в своем интересе. Согласие на обработку персональных данных должно быть конкретным, информированным и сознательным». Согласно ч. 1 ст. 13 ФЗ РФ от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» «сведения о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи, состоянии его здоровья и диагнозе, иные сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении, составляют врачебную тайну». По ч. 4 ст. 13 ФЗ РФ данного закона, по общему правилу, предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя не допускается.

Пунктами 2,3 ч.1 ст. 32 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 31.07.2020) "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2020) предусмотрено, что формами оказания медицинской помощи являются:

1) экстренная - медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента;

2) неотложная - медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний без явных признаков угрозы жизни пациента.

При этом часть 2 указанной статьи содержит императивную норму о том, что медицинская помощь в экстренной форме оказывается медицинской организацией и медицинским работником гражданину безотлагательно и бесплатно. Отказ в ее оказании не допускается.

Оказание плановой медицинской помощи предусмотрено положениями ст. 32 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ, где определено, что плановая медицинская помощь – это медицинская помощь, которая оказывается при проведении профилактических мероприятий, при заболеваниях и состояниях, не сопровождающихся угрозой жизни пациента, не требующих экстренной и неотложной медицинской помощи, и отсрочка оказания которой на определенное время не повлечет за собой ухудшение состояния пациента, угрозу его жизни и здоровью.

Несмотря на то, что оказание плановой медицинской помощи не носит безотлагательного характера, тем не менее и отказ в ее оказании, сопряженный с промедлением, волокитой и риском для здоровья, недопустим в силу прямого указания закона.

Частью 1 ст. 11 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ установлено, что отказ в оказании медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и взимание платы за ее оказание медицинской организацией, участвующей в реализации этой программы, и медицинскими работниками такой медицинской организации не допускаются.

Какое-либо изменение данных условий или дополнительные требования, а также исключения из этого правила, законом не установлены.

Внесудебное ограничение прав человека вообще недопустимо.

Охрана здоровья должна обеспечиваться государством без какой-либо дискриминации.

Дискриминация является административным правонарушением, посягающим на права граждан, и определяется ст.5.62 КоАП РФ и ст.136 УК РФ как нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам.

Таким образом, законодательством РФ предусмотрено, что государство обеспечивает гражданам охрану здоровья независимо от пола, расы, возраста, национальности, языка, наличия заболеваний, состояний, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и от других обстоятельств.

Государство гарантирует гражданам защиту от любых форм дискриминации, обусловленной наличием у них каких-либо заболеваний.

Таким образом, отказ от предоставления медицинской помощи в гарантированном объеме недопустим, при этом законом не предусмотрено таких условий оказания медицинской помощи, как наличие СНИЛС или ведение медицинской документации в электронном виде.

Медработники, которые выполняют свои обязанности недобросовестно, и причинили своими действиями вред, обязаны его возместить. Закон устанавливает уголовную, гражданскую, административную и дисциплинарную ответственность за подобные действия, в зависимости от случая отвечать перед законом будет мед. организация или лечащий врач.     

Закон обязует страховые медицинские организации защищать права пациентов. Поэтому в случаях, если в поликлинике пытаются навязать дополнительные, в том числе электронные услуги, задерживают обследования или госпитализацию, то все жалобы можно направлять в свою страховую компанию.

По поступившим заявлениям (жалобам) застрахованных лиц, их законных представителей, или страхователей на качество медицинской помощи страховая медицинская организация осуществляет организацию и проведение экспертизы качества медицинской помощи в медицинской организации.

В случае установления нарушений прав граждан (условий договора) страховая медицинская организация может применять частичную или полную неоплату медицинских услуг, а также предъявлять судебные иски к медицинским организациям и требовать возмещения ущерба, причиненного застрахованным, представляет интересы застрахованных граждан в административных и судебных органах.

Что касается истребования СНИЛС, то этот документ не подменяет собой документ, удостоверяющий личность и не является основанием для возникновения каких-либо прав на оказание медицинской помощи, установленных федеральным законодательством.

Согласно п. 1 ст. 19 Гражданского кодекса РФ «Гражданин приобретает и осуществляет права и обязанности под своим именем, включающим фамилию и собственно имя, а также отчество». ФЗ РФ от 15 ноября 1997 г. № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» предусматривает единственный документ, выдаваемый ребенку в качестве доказательства регистрации факта рождения – свидетельство о рождении (ст. 23).

Поэтому выдача ребенку СНИЛС якобы для реализации прав является незаконной операцией. Таким образом, требование о предоставлении СНИЛС с целью оказания бесплатной, государственной мед. помощи противоречат указанным гарантиям Конституции РФ и незаконно, во внесудебном порядке ограничивают права ребенка на медицинскую помощь.

Для защиты Ваших прав рекомендуем:

1. Прежде всего, взять письменный отказ в оказании Вам медицинской помощи, а если Вам отказывают выдать его в день обращения, то вести видеосъемку процесса отказа, при этом во время видеозаписи необходимо: сообщить наименование и место нахождения мед. организации, дату и время съёмки, сообщить о цели обращения в мед. организацию; попросить сотрудника мед. организации назвать свои полные фамилию, имя, отчество, место работы и должность; задать вопросы о том, отказано ли Вам в мед. помощи, о причинах отказа.

Напомним, что мы всегда рекомендуем соблюдать бесконфликтную и цивилизованную форму общения, даже в ответ на невежливое поведение продавца. Инициирование или поддержание скандала обратит ситуацию не в Вашу пользу.

 2. Следует обратиться:

1) с жалобой в Вашу страховую компанию СКАЧАТЬ Образец;

2) с жалобой в прокуратуру СКАЧАТЬ Образец;

3) с жалобой в местный Минздрав СКАЧАТЬ Образец;

4) в Росздравнадзор СКАЧАТЬ Образец;

5) в Роспотребнадзор СКАЧАТЬ Образец.

Подачу этих жалоб рекомендуем сопровождать звонками с жалобами на отказ в оказании медицинской помощи, обследовании, записи к врачу, госпитализации и других нарушений, связанных с принуждением к электронным госуслугам или предоставлению СНИЛС, на «горячие линии» этих же органов, а в прокуратуру можно прийти на личный прием для ускорения разрешения Вашего вопроса.

Можно ли отказаться от передачи сведений в ЕМИАС?

Напомним, что ЕМИАС – это Единая медицинская информационно-аналитическая система города Москвы.

Несмотря на то, что речь идет о москвичах, следует иметь ввиду, что аналоги есть и в регионах, а если пока нет, то это может быть лишь вопросом времени, поэтому мы разберем вопрос на примере московского ЕМИАС, а по аналогии Вы можете действовать в своем регионе.

         Чем плох ЕМИАС в отношении детей? Незаконным контролем, тк система отслеживает, кто вакцинировался, кто нет, требует вводить те или иные данные, в связи с чем алгоритмы системы реагируют на указанные сведения, или их отсутствие, и заставляют соответствующим образом действовать должностных лиц.

         В Москве система ЕМИАС взаимосвязана с образовательными организациями.

         В соответствии с Соглашением от 11.07.2021 № 12-06-01/2021 между

Министерством образования Московской области и Министерством здравоохранения Московской области о сотрудничестве в целях обеспечения межведомственного взаимодействия государственных информационных систем при передаче данных  об освобождении обучающихся от посещения занятий в связи с заболеваниями  из медицинских организаций Московской области, подведомственных Министерству здравоохранения Московской области, в государственные общеобразовательные организации Московской области, государственные профессиональные образовательные организации Московской области, подведомственные Министерству образования Московской области, автономные некоммерческие общеобразовательные организации, в состав учредителей которых входит Московская область, или муниципальные общеобразовательные организации в Московской области межведомственное информационное взаимодействие осуществляется между государственной информационной системой «Единая медицинская информационно-аналитическая система Московской области» (далее – ЕМИАС МО) и государственной информационной системой «Единая информационная система учета и мониторинга образовательных достижений обучающихся общеобразовательных организаций Московской области» (далее – ИСОУД).

         ВНИМАНИЕ! Как разъясняет Министерство образования Московской области в ответ на обращение одной из активных мам:

«Обмен сведениями между ЕМИАС МО и ИСОУД осуществляется только  в случае наличия письменного согласия родителей (законных представителей) обучающегося на передачу его персональных данных, в том числе о факте  его обращения к врачу, предоставленного медицинской организации Московской области, подведомственной Министерству здравоохранения Московской области».

Что делать, если Вы хотели бы исключить обмен медицинскими сведениями в информационно-аналитических системах?

1) Прежде всего, не забывать реализовывать право на получение госуслуги в традиционной, а не электронной форме, что само по себе исключит саму возможность внесения персональных данных ребенка в информационно-аналитическую систему.

О том, как отказаться от обработки медицинских персональных данных автоматизированным способом инструкция здесь

2) Дополнительно усиливаем позицию, отказываясь от госуслуг в электронной форме, требуя оказать госуслуги в традиционной форме

3) Если Вы проживаете в Москве или Московской области, то напишите заявление об отказе от регистрации в ЕМИАС, а если Вы житель другого региона, то укажите в бланке региональный аналог ЕМИАС 

4) Для передачи заявления о запрете ОПД в части передачи медицинских сведений в информационно- аналитические системы и в пользу третьих лиц школы используем этот бланк

(или берем этот же бланк из инструкции по ссылке в пункте 1), а также подкрепляем свою позицию ответом Министерства образования Московской области о необходимости обязательного получения письменного согласия родителей (законных представителей) обучающегося на передачу его персональных данных, в том числе о факте  его обращения к врачу, предоставленного медицинской организации Московской области, подведомственной Министерству здравоохранения Московской области

СКАЧАТЬ ОТВЕТ => Министерства здравоохранения Московской области

Если Вы проживаете в другом регионе, то можно направить в свой госорган в сфере управления образованием такой запрос: «Я______ФИО, являюсь законным представителем ____ФИО, г.р., мой ребенок обучается в ГБОУ СОШ №____. Прошу разъяснить – на каком основании в отношении обучающегося допускается передача сведений из медицинской организации в образовательную организацию, включая медицинские персональные данные, в том числе о факте обращения к врачу, о наличии вакцинации и тп, в информационно-аналитическую систему? Учитывая, что указанные сведения относятся к специальной категории персональных данных, а также – к врачебной тайне в части установленного диагноза и произведенных медицинских вмешательств, требуется ли для их передачи письменное согласие родителей (законных представителей)?»

В случае получения положительного ответа, Вы можете приложить его к вышеуказанным заявлениям для усиления своей позиции.


ВНИМАНИЕ ЕСТЬ ДОПОЛНЕНИЕ от 26.09.2023 года о том, что отказ в мед. помощи даже при отсутствии СНИЛС недопустим. Фонд ОМС предлагает направлять им жалобы по всем подобным случаям отказа.

Родители нам периодически жаловались на то обстоятельство, что медицинские организация настаивают на невозможности записать ребенка на прием к врачу, оформить медицинскую документацию и тп без использования СНИЛС.

Как было указано в настоящей заметке выше, частью 1 ст. 11 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ установлено, что отказ в оказании медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и взимание платы за ее оказание медицинской организацией, участвующей в реализации этой программы, и медицинскими работниками такой медицинской организации не допускаются.

Поскольку законом не установлено, что эти условия выполняются только при наличии СНИЛС, а если СНИЛС у пациента нет, то никакие гарантии и права, связанные с бесплатным оказанием мед. помощи в установленном объеме на него не распространяются, то запросили Минздрав РФ:

- может ли быть отказано в медицинской помощи несовершеннолетнему, если по какой-либо причине родители (законные представители) не могут предоставить СНИЛС ребенка?

- В случае отсутствия СНИЛС ребенка, будут ли эти сведения самостоятельно запрошены медицинской организацией?

Государственное учреждение «Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Санкт-Петербурга», которому Минздрав РФ перенаправил наш запрос для ответа, разъяснил, что «Ранее руководители СМО и медицинских организаций системы ОМС Санкт-Петербурга были проинформированы письмом Фонда от 14.06.2016 (исх. № 3137) о недопустимости требования СНИЛС при обращении застрахованных за получением медицинской помощи в соответствии с информационным письмом Федерального фонда ОМС от 10.06.2016 № 4784/80-1/н».

Также Фонд ОМС разъяснил: «С целью выполнения поручения Федерального фонда ОМС Фондом в СМС), осуществляющих деятельность по обязательному медицинскому страхованию в Санкт-Петербурге, запрошены сведения об обращениях граждан в 2023 году, связанных с отказом в медицинской помощи детскому населению по указанной выше причине, а также о результатах рассмотрения таких обращений, в том числе, о результатах проведенных контрольно-экспертных действий. По сведениям, предоставленным СМО, в 2023 году жалоб и обращений граждан в связи с отказом в оказании медицинской помощи детскому населению по причине непредоставления в медицинские организации СНИЛС, не зарегистрировано».

Кроме того, Фонд отдельно отметил: «Будем признательны, если Вы направите в Фонд конкретные факты, —связанные с отказом медицинской помощи детскому населению по  указанной причине, указав данные о ребенке, медицинскую организацию, допустившую отказ, и сроки обращения в медицинскую организацию. При наличии указанной информации по каждому случаю отказа будет проведена проверка в соответствии с действующим законодательством в сфере ОМС».

Несмотря на то, что отвечал нам территориальный фонд, ссылки в ответе даны на нормы федерального законодательства, поэтому данный ответ вполне можно использовать в качестве дополнительного аргументы при отстаивании своих прав в медицинских организациях по всей стране, а не только в Санкт-Петербурге.

В соответствии с Порядком проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию застрахованным лицам, а также ее финансового обеспечения, утвержденным приказом Минздрава РФ от 19.03.2021 № 231н, любой территориальный фонд в каждом субъекте Российской Федерации и страховые медицинские организации, осуществляют контроль объемов, сроков, качества и условий оказания медицинской помощи путем проведения медико-экономического контроля, медико-экономической экспертизы и экспертизы качества медицинской помощи.

Поэтому жалобы можно и нужно подавать в территориальный фонд ОМС своего региона.

Ознакомиться с полным текстом ответа на запроса и скачать его можно здесь_____ФОТО

 исх №57970001_page-0001.jpgисх №57970001_page-0002.jpg

Остались вопросы? Вы можете задать их нам через чат-бота в телеграм
Задать вопрос
Подписывайтесь на наши ресурсы:
#СНИЛС # Медицина # Мед.карта # ЕМИАС
Дорогие друзья!

Наша деятельность ведется на общественных началах и энтузиазме. Мы обращаемся к Вам с просьбой оказать посильную помощь нашей экспертной и правозащитной деятельности по защите традиционной семьи и детей России от западных технологий и адаптированных с помощью лоббистов законов. С Вашей помощью мы сможем сделать еще больше полезных дел в защите традиционной Российской семьи!

Для оказания помощи можно перечислить деньги на карту СБЕРБАНКА 4276 5500 3421 4679,
получатель Баранец Ольга Николаевна
или воспользуйтесь формой для приема взносов: