Управлением Роспотребнадзора по Республике Татарстан подан иск к Исполнительному комитету муниципального района Республики Татарстан, Исполнительному комитету сельского поселения, муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Богородская средняя общеобразовательная школа» Пестречинского муниципального района Республики Татарстан, Кабинету Министров Республики Татарстан, Министерству образования и науки Республики Татарстан об обязании устранения нарушений санитарного законодательства.
Суть нарушения: не соблюдается площадь кабинетов без учёта площади необходимой для расстановки дополнительной мебели (шкафы, тумбы и другие) для хранения учебных пособий и оборудования рабочего места преподавателя из расчёта не менее 2,5 кв. м на одного обучающегося при фронтальных формах занятий и др.
Решением Пестречинского районного суда Республики Татарстан от 10 января 2025 года исковое заявление удовлетворено. Суд решил обязать Исполнительный комитет муниципального района и школу устранить нарушения санитарного законодательства, в том числе осуществлять прием детей в общеобразовательное учреждение с учетом соблюдения нормы площади рекреации и нормы площади в учебных кабинетах в соответствии с требованиями действующего санитарного законодательства.
Ответчик обжаловал это решение по мотиву того, что его невозможно исполнить. По мнению Исполнительного комитета и образовательной организации устранение выявленных санитарных нарушений в этой части требует либо отчисления учеников из школы, что противоречит действующему законодательству, либо строительства новой школы или капитальной реконструкции действующей, на что отсутствует соответствующее бюджетное финансирования. Кроме того, у ответчика отсутствуют полномочия для решения вопроса о строительстве нового здания и выделению земельного участка.
Вынося решения об обязании устранить такие нарушения, суд не конкретизировал способ исполнения и в результате непонятно как его исполнять.
Апелляционная инстанция в удовлетворении жалобы отказала, а Решение суда в части признания незаконным бездействия Исполнительного комитета муниципального района и школы, суд посчитал, что меры для устранения выявленных санитарных нарушений приняты недостаточные.
Суд указал в решении:
Важнейшей функцией Российской Федерации, как социального государства, является обеспечение права каждого на образование.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», целями государственной политики в интересах детей, в том числе является осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений.
Реализация права каждого человека на образование обеспечивается путем создания федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий для его получения (часть 4 статьи 5 Закона «Об образовании в РФ»).
Образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (пункт 2 части 6 статьи 28 Закона «Об образовании в РФ»).
Пунктом 11 части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определено, что к вопросам местного значения муниципального района относятся организация предоставления общедоступного и бесплатного образования.
Федеральным законом от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения) установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства (абзац 2 статьи 11).
Согласно пункту 10.1 СанПиН 2.4.2.2821-10, количество учащихся в классе определяется исходя из расчета соблюдения нормы площади на одного обучающегося, соблюдении требований к расстановке мебели в учебных помещениях, в том числе удаленности мест для занятий от светонесущей стены, требований к естественному и искусственному освещению. Площадь учебных кабинетов принимается без учета площади, необходимой для расстановки дополнительной мебели (шкафы, тумбы и другие) для хранения учебных пособий и оборудования, используемых в образовательной деятельности, из расчета не менее 2,5 м2 на одного обучающегося при фронтальных формах занятий (пункт 4.9 СанПиН 2.4.2.2821-10).
Нарушение требований по обеспечению норм площади на одного обучающегося является длящимся и нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, получающих образовательные услуги в общеобразовательном учреждении.
Правила являются обязательными для исполнения гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при осуществлении указанной деятельности (пункт 1.2 СанПиН 2.4.3648-20).
Отсутствие технической возможности для исполнения санитарно-эпидемиологических требований основанием для отказа в удовлетворении исковых требований являться не может, поскольку в судебном заседании установлено нарушение прав неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, ввиду несоблюдения в общеобразовательном учреждении нормы площади на одного обучающегося, а довод подателя жалобы о том, что нарушение санитарно-эпидемиологических норм может быть признано допустимым и оправданным в целях реализации конституционного права на образование, является неправильным.
И хотя СанПиН 2.4.2.2821-10 утратил силу с 1 января 2021 года в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 08.10.2020 N 1631, действующий в настоящее время СП 2.4.3648-20 содержит аналогичные положения:
Пунктом 3.4.14. установлено, что количество обучающихся в классе определяется исходя из расчета соблюдения нормы площади на одного обучающегося, соблюдении требований к расстановке мебели в учебных кабинетах. Комплектование классов (групп) обучающихся с ограниченными возможностями здоровья проводится в зависимости от указанной в пункте 3.1.1 Правил категории обучающихся.
Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Площадь учебных кабинетов без учета площади, необходимой для расстановки дополнительной мебели (шкафы, тумбы и другие) для хранения учебных пособий и оборудования рабочего места преподавателя, должна рассчитываться следующим образом:
- не менее 2,5 м2 на одного обучающегося при фронтальных формах занятий;
- не менее 3,5 м2 на одного обучающегося при организации групповых форм работы и индивидуальных занятий.
Таким образом, предусмотренная законом обязанность органа местного самоуправления обеспечить доступность получения общего образования на конкретной территории с соблюдением требований действующего санитарного законодательства должна быть исполнения. Законные способы исполнения должен определить исполнительный комитет.
Одним и способов решения вопроса о соответствии норм площади образовательной организации числу обучающихся является оптимизация количества одновременно посещающих воспитанников образовательного учреждения и организации бесплатного подвоза детей в общеобразовательные учреждения соседних населенных пунктов, о чем указано в Постановлении Конституционного суда Российской Федерации от 5 июля 2017 года № 18-П.
Расстояние от организаций, реализующих программы дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования до жилых зданий должно быть не более 500 м, в условиях стесненной городской застройки и труднодоступной местности - 800 м, для сельских поселений - до 1 км.
При расстояниях, свыше указанных для обучающихся общеобразовательных организаций и воспитанников дошкольных организаций, расположенных в сельской местности, воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организаций социального обслуживания с предоставлением проживания организуется транспортное обслуживание (до организации и обратно). Расстояние транспортного обслуживания не должно превышать 30 километров в одну сторону (пункт 2.1.2 СанПиН 2.4.3648-20).
Согласно Методическим рекомендациям Министерства просвещения Российской Федерации от 2 сентября 2022 года «Организация перевозок обучающихся в общеобразовательных и дошкольных образовательных организаций» расстояние транспортного обслуживания не должно превышать 30 километров в одну сторону.
ВЫВОД:
Апелляционным определением суда в очередной раз подтверждена необходимость соблюдения действующего санитарного законодательства. При чем способы решения вопроса о переполненности школы суд не волнуют. Как косвенно поясняет суд в Апелляционном определении: «вы исполнительный комитет, это ваша обязанность решить указанный вопрос – решайте вне зависимости от наличия/отсутствия бюджетного финансирования.» Это может быть оптимизация (перевод части учеников) в другие соседние школы с организацией перевозки детей до школы и обратно. Это могут быть и другие принятые меры. Главное, чтобы эти меры были достаточными.
Наша деятельность ведется на общественных началах и энтузиазме. Мы обращаемся к Вам с просьбой оказать посильную помощь нашей экспертной и правозащитной деятельности по защите традиционной семьи и детей России от западных технологий и адаптированных с помощью лоббистов законов. С Вашей помощью мы сможем сделать еще больше полезных дел в защите традиционной Российской семьи!
Для оказания помощи можно перечислить деньги на карту СБЕРБАНКА 4276 5500 3421 4679,
получатель Баранец Ольга Николаевна
или воспользуйтесь формой для приема взносов: