Как не допустить злоупотреблений в связи с осуществлением мер антитеррористической безопасности в образовательных организациях

#
Общественный уполномоченный по Защите Семьи
0

Содержание заметки

1. Что следует понимать под предусмотренной законом «обязанностью школ обеспечить безопасность».

2. Какие меры, помимо пропускного режима, являются законным ограничением?

3. Что включает в себя антитеррористическая защищенность школ?

1. Что следует понимать под предусмотренной законом «обязанностью школ обеспечить безопасность».

Образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации").

Вряд ли кто-то станет отрицать необходимость принятия мер, направленных на обеспечение безопасности и сохранение жизни детей в случае какой-либо угрозы: будь то пожар, нападение или террористический акт.

Однако мы выступаем за сохранение баланса прав и законных интересов всех участников образовательного процесса, за недопустимость перекосов и перегибов на местах, недопустимость принятия неадекватных и не предусмотренных законом мер.

В этой связи мы разъясняем родителям, что свободное, неограниченное перемещение по школе лиц, которые не являются сотрудниками школы, педагогическими сотрудниками - не допускается правомерно, учитывая, что отсутствие каких-либо ограничений приведет к невозможности обеспечить даже элементарную безопасность детям. То есть это тоже перегиб, но в противоположную сторону.

Проще говоря, желания типа: «Хочу сходить посмотреть, как там мой малыш», «Он не умеет переодеваться, мне нужно ему помочь», «Хочу походить посмотреть классы» и т.д., к сожалению, не уместны в современном мире. Проход в школу родителя должен быть обоснованным и адекватным. Школа не имеет право запрещать вам проходить, когда, например: ребенку стало плохо, ему требуется медицинский уход, ребенок с ОВЗ, вам нужно пройти к директору, вы записались на прием, вы записались на экскурсию по школе и другие объективно необходимые ситуации, в подобных случаях проход должен быть беспроблемным!!!

Теперь касаемо недопуска родителей за забор: запрещать родителям провожать своих детей от калитки до фойе – ШКОЛА НЕ ИМЕЕТ ПРАВО! Методические рекомендации и ГОСТы, таких правил не содержат, о чем подробнее, со ссылками на законодательство, мы написали ниже.

Такая мера не может быть разумной и целесообразной и с точки зрения безопасности. Ребенок, оказавшийся без присмотра и помощи на большой территории, может подвергаться различным рискам: растеряться, заблудиться, ну или намеренно передумает идти в школу и убежит в неизвестном направлении. Вариантов негативного развития событий в этом случае великое множество, именно поэтому такая мера как «не пускать за забор» не предусмотрена и не рекомендована.

Что делать если охранник вышел к калитке и физически не пускает родителей: мы не советуем устраивать скандал, вызывать полицию тоже не эффективно. Достаньте телефон и зафиксируйте факт правонарушения. В этот же день напишите жалобу директору. Всегда можете рассчитывать на нашу юр.помощь. А если у калитки скопилось несколько возмущенный родителей, то можете аккуратно и вежливо пройти все вместе, ничего он не сможет сделать.   


Исходя из изложенного, необходимость наличия пропускного режима сомнений вызвать не должна. Пропускной и внутриобъектовый режимы должны обеспечиваться на основании положения о пропускном и внутриобъектовом режимах охранниками школы совместно с руководством и персоналом школы (п. 6.1 ГОСТ Р 58485-2019). Типовое положение о пропускном и внутриобъектовом режимах в образовательной организации представлено в Приложении А к ГОСТ Р 58485-2019.

Поэтому для исключения самоуправства, принятия неадекватных мер, мы рекомендуем ознакомиться с Положением о пропускном режиме в вашей школе (садике). Вышеуказанное Типовое положение, которому должны соответствовать аналогичные положения в школах (садиках), не содержат таких мер, как, например, «полный запрет допуска родителей на пришкольную территорию» (это когда родителей не пускают за школьный забор).

Согласно пункту 2.7 вышеуказанного Типового положения «Посетители из числа родителей (законных представителей) учащихся (воспитанников) ожидают своих детей за пределами здания образовательной организации, на его территории либо в специально отведенных для этого местах ожидания. В отдельных случаях они могут находиться в здании образовательной организации в отведенном месте, в вестибюле с разрешения руководителя образовательной организации или лица, на которое в соответствии с приказом образовательной организации возложена ответственность за безопасность, либо дежурного администратора».

То есть в каждой школе правила примерно одинаковые, при этом никаких требований из серии «не пускать родителей дальше забора» – ни законом, ни подзаконными актами не предусмотрено, рекомендаций для включения таких условий в локальные акты школы закон не содержит.

Если в вашей школе положение типовым правилам не соответствует и ограничивает права родителей, то рекомендуем сфотографировать такой документ и прислать нам для юридического анализа.

Нередко возникает вопрос «а должен (-на) ли я подписывать, что ознакомлен (-А) с положением?» Сама по себе фиксация факта ознакомления ни на что не влияет, это формальность и не более, то есть от того, станете ли вы подписывать или откажетесь, правила не изменятся. Такая подпись всего лишь фиксирует тот факт, что вы документ прочитали. Отказ подписать никаких последствий не несет. Если не хотите подписывать потому, что не согласны, то можете так и написать «ознакомлен (-А), с законностью пунктов таких-то не согласен (-НА)». Но повторимся, необходимо понимать, что отказ подписать не означает, что можно не исполнять правила. В случае несогласия с правилами их следует оспаривать в установленном законом порядке.

2. Какие меры, помимо пропускного режима, являются законным ограничением?

В школе должны быть выполнены следующие требования по охране школы и ее территории (п. 5.1 ГОСТ Р 58485-2019; раздел "Обеспечение охраны общеобразовательной организации" Методических рекомендаций для общеобразовательных организаций по обеспечению комплексной безопасности (Письмо Минкомсвязи России от 10.04.2020 N ЛБ-С-088-8929) (далее - Методические рекомендации для общеобразовательных организаций по обеспечению комплексной безопасности)):

1) наличие охранной сигнализации (кнопка тревожной сигнализации, охранная сигнализация в местах хранения материальных ценностей) с выводом сигналов тревоги на местные (автономные) пульты охраны с обязательным его дублированием на системы централизованного наблюдения территориального подразделения вневедомственной охраны или соответствующей информации в дежурную часть территориального органа внутренних дел;

2) наличие системы видеонаблюдения в здании школы, обеспечивающей передачу визуальной информации о состоянии охраняемой зоны на видеомонитор, устанавливаемый на посту, не допускающий несанкционированный доступ к видеозаписям, с регистрацией видеоинформации специальными регистрирующими устройствами, позволяющими обеспечить хранение информации не менее 30 суток;

3) наличие системы контроля и управления доступом (турникет), а также наличие и надлежащее состояние иных инженерно-технических средств защиты (ограда, двери, окна и пр.);

4) посты охраны оборудованы телефоном со списком телефонов экстренной помощи, правоохранительных органов, аварийных служб.

3. Что включает в себя антитеррористическая защищенность школ?

Антитеррористическая защищенность школ обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных:

а) на воспрепятствование неправомерному проникновению на территорию;

б) на выявление нарушителей, установленных на территориях пропускного и внутриобъектового режимов, и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта;

в) на пресечение попыток совершения террористических актов на территориях;

г) на минимизацию возможных последствий совершения террористических актов на территориях и ликвидацию угрозы их совершения;

д) на обеспечение защиты служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности и иных документах, в том числе служебной информации ограниченного распространения о принимаемых мерах по антитеррористической защищенности;

е) на выявление и предотвращение несанкционированного проноса (провоза) и применения на территории токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов, в том числе при их получении посредством почтовых отправлений (п. 17 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 N 1006).

Как видим, законом предусмотрены конкретные, четкие и понятные меры. Все остальное – это неуместный «креатив» руководства образовательной организации или руководителя местного отдела управления образованием, то есть попросту говоря – самоуправство.

Напоминаем, что для противодействия подобным незаконным действиям должностных лиц у нас разработана специальная инструкция.

Остались вопросы? Вы можете задать их нам через чат-бота в телеграм
Задать вопрос
Подписывайтесь на наши ресурсы:
#Проход # Допуск родителей
Дорогие друзья!

Наша деятельность ведется на общественных началах и энтузиазме. Мы обращаемся к Вам с просьбой оказать посильную помощь нашей экспертной и правозащитной деятельности по защите традиционной семьи и детей России от западных технологий и адаптированных с помощью лоббистов законов. С Вашей помощью мы сможем сделать еще больше полезных дел в защите традиционной Российской семьи!

Для оказания помощи можно перечислить деньги на карту СБЕРБАНКА 4276 5500 3421 4679,
получатель Баранец Ольга Николаевна
или воспользуйтесь формой для приема взносов: