В минувший четверг под председательством президента России Владимира Путина в Кремле состоялось заседание Государственного Совета, посвященное вопросам подготовки кадров для экономики страны. Ключевой темой заседания стало образование и его будущее, по итогам сказанного будут подготовлены поручения президента. Какими они будут, уже примерно понятно по дискуссии. По заявлениям губернатора Подмосковья, главы РСПП Шохина, вице-премьера Чернышенко. Говорили все они (президент тоже начал с этого и развивал эту тему) о «не виданных ранее изменениях, которые принесет человечеству ИИ», о том, что надо преподавать цифру и вводить в нее детей с первых классов, а не начиная с информатики в 7 классе. О том, что вводится полное цифровое портфолио обучающегося и персональная образовательная траектория, а строящая ее нейросеть будет давать ученику и работодателю рекомендации по выбору ранней профориентации. Было заявлено, что в связи с внедрением ИИ повсюду надо менять методики обучения и образовательные программы. Чтобы все было очень гибким, чтобы человек «учился на протяжении всей жизни» и т.д. Все эти мантры мы слышали, и не раз. Это чистейший форсайт-проект глобалистов по ликвидации традиционных форм обучения, поэтапной замене живых учителей машинным алгоритмом и, в конечном счете – переход на выращивание «людей одной кнопки» по заказу «держателей портфелей человеческого капитала». И после поручений президента по итогам Госсовета все это будет внедряться дикими темпами. Хотя вот парадокс – сам Владимир Путин на заседании подчеркнул: недопустимо доводить до того, чтобы обучающиеся разучились самостоятельно мыслить, анализировать информацию, подсев на нейросети. Но именно к этому и приведут предлагаемые цифросектой изменения.
Цитируем участников заседания Госсовета по вопросам подготовки кадров для экономики по официальному сайту президента России.
Владимир Путин: «…обращаю ваше внимание, уважаемые коллеги: искусственный интеллект намного, просто намного более прорывная, всеохватывающая, как ещё говорят, сквозная технология. Она быстро завоёвывает все сферы жизни, автоматизирует решение огромного числа задач. Скорость распространения систем искусственного интеллекта увеличивается с каждым годом, вовлекая в свою орбиту практически каждого человека, изменяя его жизнь, значимость профессий и сам рынок труда.
Послушайте, всё изменится. Мы должны быть к этому обязательно готовы, обязательно.
Сами принципы подготовки специалистов и их последующего карьерного роста кардинально трансформируются. Традиционная траектория поэтапного развития карьеры – от получения образования, затем должности младшего сотрудника и далее до руководителя – будет, безусловно, меняться.
Значительно увеличится спрос на отдельные специальности и специалистов высшего уровня. В то время как искусственный интеллект будет постепенно заменять работников начальных ступеней, в том числе креативного и даже интеллектуального труда.
Мы время от времени вспоминаем об этом. Но я обращаю ваше внимание на это, это в высшей степени важно, в высшей степени. Нужно изменить всю парадигму подготовки кадров, всю.
Это не лозунг никакой, не пожелание – это важнейшая задача для государства, бизнеса, системы образования. Для её решения нам необходимо создавать доступную инфраструктуру, которая сама должна постоянно меняться вместе с прогрессом в экономике, технологиях, в науке».
Конкретики в рассуждениях президента нет, понятно только, что все будет меняться, и очень быстро. Потому что прорывная технология ИИ проникнет всюду и изменит все. И поэтому предлагается срочно адаптировать под эту технологию самую консервативную сферу в государстве – образование. Вообще ИИ заменит даже работников креативного труда и интеллектуалов, всю «начальную ступень». И на начальной ступени, очевидно, дело не закончится. И поэтому образование должно меняться постоянно – в зависимости от того, куда нас унесет технологический прогресс.
Возникает вопрос – не перепутаны ли в речи президента причина и следствие? Ведь это образование определяет возможности ученых и управляет прогрессом, высокое качество образования, наличие фундаментальных научных школ и т.д. в итоге способствуют технологическому прогрессу страны. А никак не наоборот. Не может прогресс взяться ниоткуда, как сферический конь в вакууме. Прогресс – это всегда следствие хорошего образования у прогрессистов. Так что первичен именно уровень знаний и их набор, а не наоборот.
Владимир Путин: «Обращаю внимание, у вас предельно короткий временной лаг для реализации… и реакции на стремительные перемены. На федеральном уровне и в регионах надо заранее формировать подходы к ответам на эти вызовы со стороны системы образования и рынка труда. И главное – помнить, что кадры – это не функции, а прежде всего – люди. И во главе наших национальных целей развития стоит именно человек, семья, их благополучие и качество жизни.
Новые технологии требуют пересмотра существующих и подготовки новых программ, методик обучения, массовой переподготовки педагогических кадров всех уровней. Нельзя жить по старинке. Очень важно не терять фундаментальных основ нашей системы образования в то же время – формирования у студентов и школьников фундаментального, творческого мышления, навыков аналитической деятельности. В том числе – способности критически оценивать предложения, сформированные искусственным интеллектом. Мы с вами в разных местах все время говорим о том, что ни в коем случае нельзя допустить ситуации, когда у нас будут интеллектуальные элиты и люди-автоматы, которые ничего не умеют, кроме как нажимать кнопки. Это очень важная задача для системы образования. Нужно напрямую работать с учащимися, студентами, поддерживать в них умение мыслить самостоятельно.
Правительством России завершается подготовка Стратегии развития образования до 2036 года. Проделана большая работа, но нужно обязательно отразить в ней вопросы, связанные с переходом на качественно иные принципы, позволяющие каждому человеку быть востребованным, причем на протяжении всей жизни. А также с формированием новых, базовых навыков в условиях ускоренного внедрения ИИ».
А тут в значительной части выступления президент выражает абсолютно верные, на наш взгляд, мысли. У нас во главе национальных целей развития стоит человек и его благополучие. Это прекрасно. Очень важно не терять фундаментальных основ образования, чтобы студенты и школьники не разучились мыслить и анализировать самостоятельно, не потеряли творческое мышление. Замечательно. Но тут же говорится, что «новые технологии требуют подготовки новых программ и методик обучения, массовой переподготовки кадров». Что «нельзя жить по старинке». Так что же все-таки первично: фундаментальное образование или новые технологии? Если все образование переформатируется под требования новых технологий, следовательно, выходит, что первичными у нас становятся именно эти технологии. Увы.
Далее оду цифровизации пропел незаменяемый, но старающийся быть модным, молодежным и инновационным губернатор Подмосковья Андрей Воробьев:
«В 2022 г. на Совете по стратегическому развитию и нацпроектам вы, Владимир Владимирович, дали очень точную и важную установку: широкая цифровизация, цифровая трансформация должна пронизывать все отрасли и сферы жизни. Так по факту и происходит. Мы активно изучаем мировой опыт: ОАЭ, Китай, Казахстан, Южная Корея… Видим, что по многим направлениям наша страна на достойном месте, а где-то и в авангарде. У нас более 120 млн. пользователей портала Госуслуг, удобные банковские сервисы, отраслевые платформы в образовании – «Моя школа», электронные медкарты, на транспорте…
У нас есть предложения, которые хотел бы озвучить. Сегодня в школе урок информатики начинается с 7 класса, хотя цифровой мир – игры, ролики в соцсетях – начинается гораздо раньше, еще в детском саду. Но мы, посмотрев мировой опыт, все-таки считаем, что сегодня детям интересно, удобно и, самое главное, наша инфраструктура в школе готова с начальной школы преподавать и цифровую азбуку, и кибербезопасность. Для этого есть и партнеры, есть учебники, есть материалы – это и Яндекс, Сбер, профильные министерства готовы такую возможность нам дать. И если бы вы одобрили, Подмосковье, и я думаю, что другие регионы могли бы начать эти интересные уроки уже с начальной школы.
В подмосковных школах мы начали внедрять ИИ для подготовки будущих специалистов. Например, сварщикам он помогает скорректировать траекторию качества сварного шва, для монтажников радиоэлектронной аппаратуры ИИ сегодня выявляет дефекты и оптимальные способы…
Сегодня до сих пор еще заметно достаточное количество физического труда, чаще всего это с помощью иностранной рабочей силы происходит. В этой связи мы считаем очень важной трансформацию отраслей. Вы поставили задачу в своем Указе войти в ТОП-25 стран по плотности цифровизации. Сегодня мировой тренд – замена физического труда роботами. На логистических складах у нас трудятся десятки тысяч человек, на смену которым уже приходят роботы-сортировщики, конвейеры. В ЖКХ датчики позволяют видеть работу систем и обходиться без обходчиков. Беспилотные такси, общественный транспорт тоже требуют особого внимания. Очевидно, что через 10-15 лет будет очень заметная трансформация, и очень важно, чтобы на федеральном уровне наши отраслевики задавали тон, чтобы было как можно меньше барьеров для использования всего передового, технологичного, роботов или других современных решений».
Воробьев одним махом поддержал и радикальную замену различных человеческих профессий на роботов, и внедрение ИИ в образование (об опасности этого предупреждал ранее сам президент России – дети-то такими темпами могут совсем отупеть) и, главное, пролоббировал погружение детей в некую «цифровую азбуку», то есть виртуальную реальность и их оцифровку – с первого класса. При содействии уже готовых этим заняться Яндекса и Сбера. Никаких возражений все эти предложения не вызвали.
Президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин пошел дальше и прямо озвучил повестку форсайт-проектов «Образование-2030» и «Образование-2035», которые разрабатывались «нашими» глобалистами Лукшей и Песковым в тесной взаимосвязи с уважаемыми западными партнерами.
«Важное условие развития национальной системы квалификации – это дальнейшая цифровизация её процессов и задач. Назрела потребность в создании цифровых сервисов, позволяющих предоставлять гражданам удобные услуги для построения карьерных траекторий и профессионального развития. Работодателям же она должна обеспечить доступ к сведениям о квалифицированных специалистах, образовательным организациям – инструмент для разработки программ с учётом профессиональных стандартов, органам власти – объективную информацию о динамике развития рынка труда и человеческих ресурсов в целом.
Предлагаю рассмотреть возможность интеграции этих сервисов с уже имеющимися и динамично развивающимися цифровыми ресурсами, такими как портал «Работа России», профессиональные стандарты, реестр независимой оценки квалификаций, государственная информационная система «Цифровая образовательная среда», данными Социального фонда России и базами данных Роструда и отраслевых министерств регионов», - заявил Шохин.
Шохин лоббирует доступ работодателей к «персональной карьерной траектории» молодого человека, которая строится нейросетью посредством постоянного анализа «цифрового портфолио обучающегося» - тотального досье на человека, начиная с детского сада, или даже яслей. То есть корпорации становятся главными заказчиками образовательных программ и они же отбирают себе «на заказ» человеческий ресурс, как выразился Шохин. Они получат доступ к ключевым личным данным детей и подростков, чтобы «забронировать» их уже на этапе ранней профориентации. Все это есть прямая реализация мира «людиардеров», «держателей портфелей человеческого капитала» и «людей одной кнопки». Песков и Лукша прямо назвали это «узаконенным рабством» в своем глобальном форсайте. Посмотрите сами на скрины из их базовой презентации.



Далее тему развивал «цифровой» вице-премьер Чернышенко, курирующий в Правительстве разработку Стратегии развития образования до 2036 г. Промежуточную версию этого печального документа мы также подробно разбирали.
«Вы в своём выступлении упомянули Стратегию развития образования. По Вашему поручению этот проект подготовлен, в октябре одобрен межведомственной рабочей группой, которую мы с Андреем Александровичем по Вашему поручению возглавляем. И в проекте Стратегии отражены вызовы для всей системы образования, о которых сегодня коллеги говорили, и я очень рад, что они корреспондируют между собой. Например, необходимость обеспечения кадрами для технологического лидерства, устойчивой экономики, стремительное развитие цифровых технологий, в частности искусственного интеллекта.
В предложенном к заседанию проекте поручений есть и про необходимость доработки проекта Стратегии в части приоритизации принципов непрерывного образования на протяжении всей жизни, а также пересмотра подходов к образовательным программам, методикам обучения в условиях ускоренного внедрения технологий искусственного интеллекта.
С учётом того, что в проекте Стратегии это уже отражено, а у нас главный инструмент реализации – это план мероприятий по реализации Стратегии, предлагаю зафиксировать это в сегодняшних решениях, и чтобы учесть именно в плане мероприятий, подробно там это пропишем.
…в этом году Минцифры запустило на ЕПГУ цифровое портфолио учащегося. Это часть большого проекта по формированию единого цифрового профиля молодого человека, куда будут подтягиваться данные, в том числе о его успехах и в учёбе, трудоустройстве, участии в олимпиадах, в волонтёрской деятельности, спортивных мероприятиях.
Такая полноценная оценка будет. В этих проектах также задействован Минтруд. Уже согласована архитектура взаимодействия различных информационных систем, чтобы не было дублирования, двойного ввода этих данных. Мы здесь с Дмитрием Юрьевичем (вице-премьером Григоренко – прим. Катюши) синхронизированы, работаем, а данные из цифрового профиля будут использованы в том числе и для ранней профориентации, в том числе с использованием искусственного интеллекта, для более точного подбора и работодателя, и дальнейшего сопровождения карьерного трека молодого человека», - пообещал Чернышенко.
И снова – воплощенный форсайт от Пескова/Лукши. Сбор цифрового досье, управление судьбой, будущей работой человека через нейросеть. Очень интересно, какой именно план мероприятий по внедрению ИИ в школах в итоге будет составлен в рамках утвержденной Стратегии. Замах у Чернышенко и Ко на ускоренное внедрение технологий ИИ, на переписывание под них образовательных программ и методик обучения. Причем совсем недавно Владимир Путин на прямой линии-2025 выражал опасения:
«Доступность готовых решений через нейросеть может привести к тому, что дети перестанут думать самостоятельно. В качестве решения глава государства предложил пересмотреть образовательный процесс: ставить задачи перед учениками и студентами таким образом, чтобы они решались «прямо на месте», в аудитории.
Такой подход позволит педагогам убедиться, что учащиеся усваивают материал и развивают мышление без посторонней помощи технологий».
И на этом заседании Госсовета президент выражал схожие опасения. Но из других заявлений Чернышенко, главы РСПП Шохина, губернатора Подмосковья Воробьева и проч. на Госсовете следует прямо противоположное. Они продолжают двигать форсайт, тотальную оцифровку и нейросети в образование (цифровое портфолио, персональные траектория развития вместо живых учителей). Опасения президента на этот счет не выливаются в конкретные решения на мораторий цифровизации образования.
А слова Чернышенко о внедрении в Стратегию "принципов непрерывного образования на протяжении всей жизни" - это просто примитивное повторение ЦУР ООН № 4 - "Обеспечение всеохватного и справедливого качественного образования и поощрение возможности обучения на протяжении всей жизни для всех". Это уже какой-то колониальный позор, а ни разу не суверенная Стратегия развития образования России.
В завершение мероприятия президент отметил о важности наличия в каждом регионе чиновника при губернаторе, ответственного за цифровую трансформацию, внедрение ИИ в образование. И тут конечно не обошлось без незаменяемого главы Сбера, трансгуманиста Германа Грефа:
«Я бы очень хотел и прошу вас об этом, чтобы на уровне замруководителя губернатора был конкретный человек, который этим занимается. Ясно, что у замгубернатора много обязанностей, и мне бы очень не хотелось, чтобы обозначенные в проекте поручений важнейшие вопросы утонули в числе тех задач, которые стоят перед вашими заместителями. Поэтому прошу вас для координации работы вот по этим направлениям назначить отдельного помощника, который занимался бы координацией работы в регионе – и между учебными заведениями всех уровней – чтобы всегда держал это в поле зрения, работал со всеми. Ему конечно же надо будет общаться и с представителями бизнеса, и с федеральными органами власти.
Поэтому буду просить председателя Правительства РФ, чтобы был один центр, один ответственный человек. После этого на уровне руководства Правительства собрать тех людей, которых вы назначите в регионах, в Москве. С ними обязательно поработать – дополнительно, понятно, чтобы они понимали, на кого они могут рассчитывать, с кем в Москве они могут иметь конкретные связи. Попрошу Администрацию президента к этому подключиться. И Сбербанк – Герман Оскарович, у вас хорошо налажена эта работа. С этими людьми нужно будет обязательно встретиться, на ваших площадках, на площадках Правительства и поработать. Это все не должно повиснуть в воздухе – это все должно исполняться. От этого зависит в значительной степени будущее страны. Просил бы вас сделать все это не позже конца января следующего года».
То есть курировать специально назначенных людей при губернаторах, отвечающих за оцифровку образования, будет непосредственно резидент США, владелец личного бизнеса Sbercoin в Британии, большой любитель роботов и, по совместительству, глава Сбера, который «давно больше, чем банк» - Греф. Частные корпорации Яндекс и Сбер придут в начальную школу, чтобы рассказать детям об ИИ.
Все это очень тревожно, и ждать поручений Владимира Путина по итогам заседания Госсовета будем с большими опасениями. Впрочем, куда катится наше образование и не только общими усилиями ответственных лиц, прекрасно видно уже сейчас. И перемен к лучшему с таким подходом ждать не приходится.
Наша деятельность ведется на общественных началах и энтузиазме. Мы обращаемся к Вам с просьбой оказать посильную помощь нашей экспертной и правозащитной деятельности по защите традиционной семьи и детей России от западных технологий и адаптированных с помощью лоббистов законов. С Вашей помощью мы сможем сделать еще больше полезных дел в защите традиционной Российской семьи!
Для оказания помощи можно перечислить деньги на карту СБЕРБАНКА 4276 5500 3421 4679,
получатель Баранец Ольга Николаевна
или воспользуйтесь формой для приема взносов: