Диагностика МЦКО. Можно ли не проходить?

Аббревиатура МЦКО, которая так часто мелькает в разговорах родителей столичных школьников, расшифровывается как Московский центр качества образования.

#
Общественный уполномоченный по Защите Семьи
0

Что такое МЦКО

Московский центр качества образования (далее — Центр) был создан в 2004 году. Виды его деятельности: 

·         мониторинг качества образования в г. Москва (обязательные и добровольные диагностики), 

·         организация итоговых аттестаций школьников на территории Москвы,

·         пробные ОГЭ и ЕГЭ,

·         аттестация московских педагогов,

·         лицензирование и аккредитация образовательных программ,

·         экзамены для иностранных граждан по русскому языку и истории России.

Диагностика МЦКО касается школьников с московской регистрацией. Написание проверочной работы требует очного присутствия — на диагностике могут присутствовать представители МЦКО для надзора за соблюдением правил.

Существуют также добровольные проверки, которые инициируют школы. В этом случае учебные заведения сами решают, по каким предметам и для каких классов проводить диагностику. 

Диагностика по одному предмету, как правило, занимает один урок.

Школы самостоятельно решают, на какие диагностики записаться, и какое количество классов будет принимать участие.

Все диагностики проводят по годовому плану.

Диагностика – это инструмент контроля качества учебного процесса, т.е. проверка качества работы педагога. В первую очередь такого рода проверки нужны самим школам, а не детям.

Существует возможность не сохранять данные в портфолио школы. В течение двух недель школа может проанализировать результаты, и сделать запрос в МЦКО на несохранение их.

Вся информация о мониторинге и диагностики находится на официальном сайте Московского центра качества образования. Родители могут видеть в личных кабинетах информацию о том, по какому предмету назначена диагностика и когда.

Проведение диагностики – услуга платная. Платная для школы, а не для конкретного ребенка.

Информация по назначенной диагностике появляется на официальном сайте МЦКО за месяц до ее назначения. Там же есть и демоверсия.

Эти проверки не входят в учебный план. Проверка МЦКО не является итоговой аттестацией, а результаты работ школа должна использовать только для самооценки, для совершенствования преподавания в школах.  Порядок проведения проверок МЦКО в школе законодательно не урегулирован. Он принимается педсоветом и утверждается приказом директора. Документ регулирует процесс организации и проведения проверочных работ среди школьников. Образовательная организация любого типа в соответствии с со ст. 28 и 30 «Закона об образовании в РФ» (ФЗ-273 от 29.12.2012, ред. 01.03.2020) разрабатывает и принимает локальные нормативные акты по основным вопросам образовательной деятельности.

К таковым относятся и акты, регулирующие формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации (ч. 2 ст. 30 Закона).

При отсутствии такого Приказа, участие ученика в проверке не является обязательным.

Виды проверок, осуществляемых МЦКО:

§ Всероссийские проверочные работы;

§ Национальные исследования качества образования;

§ Исследование компетенций учителей.

Распространяется или нет диагностика на ребёнка, который учится дома, зависит от того, на какой форме обучения он находится юридически:

·         Семейное образование. Ребёнок зачисляется в контингент школы только для прохождения промежуточной и/или итоговой аттестации и не обязан участвовать в мониторингах качества её образовательных услуг. 

·         Заочное обучение. Это одна из форм обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность. Ребёнок хоть и не ходит в школу каждый день, но находится в контингенте школы и должен подчиняться её правилам.  

Как выставляются оценки в журнал за МЦКО?

Оценки за МЦКО школа не обязана выставлять. Это диагностическая работа, по результатам которой проводится аналитика: какие темы дети усвоили, над какими надо поработать еще. В школу присылают раскладку по каждому заданию, показывают положение класса на графике, где сравниваются все классы города, которые писали работу. Департамент образования интересует и общая информация по всем школам, и уровень каждой конкретной школы. На графике видно, где находится класс по сравнению со “средней линией” по городу. В аналитике есть список с рекомендациями по соотнесению баллов с оценкой в журнал. Но у школ нет обязательств выставлять эти оценки в журнал и уж тем более выводить четвертную, триместровую или годовую на основании этих баллов. Даже выставлять в журнал по предложенной шкале перевода баллов в оценки школа не обязана - захочет, может поставить другие оценки. То есть учитель или администрация решают: ставить или нет, ставить только пятерки, ставить по собственному усмотрению и сделать собственную шкалу перевода и т.п. Или за одни предметы ставить, а за другие - нет. Исключения составляют случаи, когда в Положении об оценивании, которое утверждено в школе, прямо написано, что оценки за МЦКО должны выставляться в журнал. Если это написано в Положении - таковы правила. Но если нет - такое решение можно попробовать оспорить.

Переписать МЦКО в школе невозможно - диагностики проводятся по графику и списку класса. Учитель может дать ребенку другой вариант - все эти бумажки с заданиями остаются в школе и, соответственно, скорректировать оценку в журнале по своему усмотрению.

Насколько хорошо МЦКО оценивает знания?

Конечно, любой ребенок может нервничать на диагностике или просто плохо себя чувствовать в этот день - и это повлияет на его результат.

Исходя из отзывов, размещенных на просторах интернета, МЦКО - это самая качественная диагностика.

МЦКО может провалить ребенок, который разбирается в предмете, но не умеет решать типовые задачи - пока он будет разбираться, у него время кончится. Или ребенок, который учился совсем по другой программе. Или ребенок, которому не вполне известны правила оформления и написания работы.

Что будет, если ребенок пропустил или проболел диагностику МЦКО?

Никакого наказания за пропуск диагностики МЦКО нет и быть не может. Даже если у ребенка нет справки о болезни. Это такая же административная ситуация, как пропуск любого другого урока без уважительной причины.

Требования учителя быть на диагностике любой ценой или угрозы пропустившим ничем не обоснованы. Да, диагностика будет признана несостоявшейся по классу, если на нее явились менее 50% учеников класса. Но никаких санкций за это не установлено.

Почему учителя так переживают за результаты МЦКО? Потому что это независимая диагностика качества работы с классом. Результаты используются для портфолио УЧИТЕЛЯ, которое подтверждает квалификацию учителя.

Что должны помнить родители: пропуск диагностики МЦКО не несет никаких последствий для ребенка. Его не могут обязать писать эту диагностику или снизить оценку за учебный период. И уж тем более угрожать неаттестацией за этот пропуск. Подавать письменный отказ от МЦКО не требуется.

Родители вправе потребовать провести диагностику МЦКО очно

Как уже было указано выше, порядок и условия диагностики МЦКО не урегулированы федеральным законом, однако в отношении данной диагностики предусмотрено конкретное требование: написание проверочной работы требует очного присутствия — на диагностике могут присутствовать представители МЦКО для надзора за соблюдением правил. Но в последнее время наметилась тенденция проведения МЦКО за компьютерами с регистрацией участников. Нам это только на руку, т.к. отсутствует обязанность школьников и их родителей регистрироваться на различных платформах, сервисах, использовать их в обучении.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 3 Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее – Закон об образовании) государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на следующих принципах: обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования.

Пунктом 7 части 1 статьи 3 Закона Об образовании предусмотрено создание условий для самореализации каждого человека.

Между тем ликвидация традиционного формата проведения диагностики МЦКО создает условия для дискриминации детей, которые не могут либо не желают регистрироваться на электронных порталах или использовать электронные сервисы.

Согласно ФЗ РФ от 27.07.2010 N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» граждане имеют право выбора формы государственных (муниципальных) услуг. Ни одним федеральным законом не установлена обязанность учащихся осуществлять права в сфере образования в электронной форме. У всех учащихся должна быть альтернатива по форме участия в диагностике МЦКО в традиционной форме (на бумажных носителях): Стратегией развития информационного общества в РФ на 2017 - 2030 годы, утв. Указом Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203, предусмотрено «развитие технологий электронного взаимодействия граждан, организаций, государственных органов, органов местного самоуправления наряду с сохранением возможности взаимодействия граждан с указанными организациями и органами без применения информационных технологий» (подп. «д» п. 40).

Кроме того, как неоднократно отмечал Конституционный суд РФ, «цели одной только рациональной организации деятельности органов власти не могут служить основанием для ограничения прав и свобод» (Постановление Конституционного Суда РФ от 22.06.2010 г. № 14-П).

Безальтернативный перевод диагностики МЦКО на информационные платформы Интернета приводит к сбору на них персональных данных детей с нарушением ст. ст. 23, 24 Конституции РФ, а также норм ст.ст. 6, 9 ФЗ РФ от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных», согласно которым обработка персональных данных возможна только по свободному волеизъявлению их носителя.

Для многих родителей принципиально неприемлема передача данных о детях в различные Интернет-порталы, а сложившаяся ситуация может привести к утечке персональных данных детей в неизвестном направлении, в т.ч. за рубеж, и к манипуляциям с ними, то есть, при таком объеме сбора данных о школьниках России представляет собой угрозу национальной безопасности, особенно в условиях СВО.

Согласно Стратегии нацбезопасности (утв. Указом Президента РФ от 02.07.2021 N 400) «расширение возможностей для получения качественного образования», «снижение до минимально возможного уровня количества утечек информации ограниченного доступа и персональных данных» отнесены к важным целям гос. политики.

Также перевод диагностики МЦКО в Интернет, несомненно, влечет снижение уровня образования. Решение заданий при грамотном подходе требует работы участников на бумажных носителях. Компьютерный вариант предполагает тестовый характер системы, который, по мнению действующих педагогов, является профанацией.

Кроме того, принуждение к электронному формату тестирования приводит к грубому нарушению СП 2.4.3648-20, которым установлено предельное время пребывания ребенка за компьютером.

Для отказа от прохождения тестирования МЦКО в электронном виде можно подать вот такое заявление

СКАЧАТЬ Заявление о прохождении тестирования МЦКО в очной форме

Остались вопросы? Вы можете задать их нам через чат-бота в телеграм
Задать вопрос
Подписывайтесь на наши ресурсы:
#МЦКО
Дорогие друзья!

Наша деятельность ведется на общественных началах и энтузиазме. Мы обращаемся к Вам с просьбой оказать посильную помощь нашей экспертной и правозащитной деятельности по защите традиционной семьи и детей России от западных технологий и адаптированных с помощью лоббистов законов. С Вашей помощью мы сможем сделать еще больше полезных дел в защите традиционной Российской семьи!

Для оказания помощи можно перечислить деньги на карту СБЕРБАНКА 4276 5500 3421 4679,
получатель Баранец Ольга Николаевна
или воспользуйтесь формой для приема взносов: