02 декабря 2019 года в Государственную Думу РФ был внесен проект федерального закона № 850485-7 «О биологической безопасности Российской Федерации» (https://sozd.duma.gov.ru/bill/850485-7). В ст. 1 даются определения используемых в ПФЗ основных понятий, однако многие из которых носят расплывчатый или оценочный характер. Так, например п. 1 определяет биологическую безопасность Российской Федерации (далее - биологическая безопасность) как «состояние защищенности населения и окружающей среды от воздействия опасных биологических факторов, при котором обеспечивается допустимый уровень биологического риска». Сам биологический риск определяется как вероятность причинения вреда (с учетом его тяжести) здоровью человека, животным, растениям и (или) окружающей среде в результате воздействия опасных биологических факторов (п. 3), а допустимый уровень биологического риска – это «уровень биологического риска, при котором обеспечиваются условия для защиты населения и охраны окружающей среды от воздействия опасных биологических факторов» (п. 4). Круг замкнулся, вернувшись к вопросу о том, какой именно и в каких конкретных условиях уровень биологического риска можно считать допустимым и как определить состояние защищенности населения. Каких-либо конкретных критериев или понятной шкалы оценки авторы законопроекта не приводят. В этой же статье они дают и другие определения:
«2) опасный биологический фактор - событие, условие, свойство, эпидемический, эпизоотический, эпифитотический процессы или их комбинация, являющиеся причиной возможного воздействия патогенных биологических агентов (патогенов), паразитических организмов и содержащих их объектов, которые способны нанести вред здоровью человека, животным и (или) растениям, продукции животного и (или) растительного происхождения и (или) окружающей среде;
5) биологическая угроза (опасность) - наличие опасных биологических факторов, способных привести к возникновению и (или) распространению массовых болезней (эпидемий, эпизоотий, эпифитотий и отравлений), ухудшению ситуации в области обеспечения биологической безопасности и (или) перерастанию ее в чрезвычайную ситуацию;
6) биологическая защита - комплекс мер по обеспечению биологической безопасности, осуществляемых в целях ослабления неблагоприятного воздействия опасных биологических факторов на человека, животных и растения, а также на отдельные виды материалов и техники…»
Ч. 2 статьи 8 законопроекта относит к мерам по обеспечению биологической безопасности также меры, предусмотренные в смежных сферах законодательства, в том числе направленные на «осуществление генно-инженерной деятельности, трансграничного перемещения, транзита, обработки и использования всех живых генетически измененных организмов, а также синтетических биологических агентов, способных оказать неблагоприятное воздействие на сохранение и устойчивое использование биологического разнообразия, в соответствии с законодательством Российской Федерации в области генно-инженерной деятельности и международным договором Российской Федерации в области безопасной передачи, обработки и использования живых измененных организмов». И это отнюдь не единственный случай, когда ГМО упоминаются в данном ПФЗ. П. 2 ч. 3 статьи 11 говорит о совершенствовании методов оценки безопасности продукции, созданной с использованием генно-модифицированных организмов и технологий синтетической биологии, для предупреждения и предотвращения опасной техногенной деятельности в области биологии. П. 7 статьи 14 в качестве одной из мер международного сотрудничества в области обеспечения биологической безопасности предусматривает безопасное обращение с биоресурсами, регулирование трансграничного перемещения и контроль за трансграничным перемещением генетически модифицированных организмов, полученных при помощи современных биотехнологий. То, что в ПФЗ не говорится, что любая генно-инженерная деятельность осуществляется исключительно в научных целях, вызывает серьезное беспокойство.
Из ч. 1 статьи 9 следует, что мероприятия, направленные на борьбу с распространением инфекционных и паразитарных болезней, осуществляются в ходе реализации государственных программ развития здравоохранения, сельского хозяйства, фармацевтической и медицинской промышленности, науки и технологий, государственных программ в области обеспечения биологической безопасности, а также в рамках организационных, административных, медико-санитарных, ветеринарных и иных мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Следует обратить внимание и на две последние части этой статьи:
«10. Для сохранения биологического разнообразия микробиоты (микробиота организма включает в себя все обитающие в нем микроорганизмы (бактерии, грибки и вирусы) – прим.) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, осуществляются формирование, сохранение и развитие государственной коллекции представителей нормальной микрофлоры человека, сельскохозяйственных животных и растений, а также криогенных банков образцов природных нормальных микробиоценозов (биоматериалов), позволяющих сохранять в неизменном виде (жизнеспособном состоянии) эволюционно сложившиеся симбиотические микробиоценозы человека, отдельных видов животных и растений.
11. Для снижения распространения иммунодефицитных состояний организма человека, приводящих к повышению риска и частоты возникновения инфекционных болезней, осуществляются следующие меры:
1) изучение факторов возникновения и развития структурных и функциональных нарушений генома человека на индивидуальном и популяционном уровнях…»
Следует отметить, что подобные коллекции представителей нормальной микрофлоры человека уже есть в нашей стране. Так, например, коллекция микробных культур Института клеточного и внутриклеточного симбиоза Оренбургского НЦ УрО РАН была создана в 2014 году. В оренбургском банке микроорганизмов представлены разнообразные культуры — штаммы нормальной микрофлоры человека и потенциально патогенные клинические изоляты, водные микроорганизмы и бактерии-нефтедеструкторы, а также индикаторные культуры. Значительная часть коллекции ИКВС — представители нормальной микрофлоры человека. Таких коллекций в России немного, самая известная — в Московском НИИ эпидемиологии и микробиологии им. Г.Н. Габрического. По словам зав. лабораторией дисбиозов кандидата медицинских наук А.В. Валышева, коллекционировать штаммы нормальной микрофлоры необходимо для создания биопрепаратов и для тестирования антимикробных соединений. Он сравнивает отбор полезных для человека микробных штаммов с добычей золота. Чтобы найти драгоценную песчинку, нужно перемыть кучи песка, а из тысяч микробных штаммов только один может стать основой для создания пробиотика — антибактериального препарата, действие которого основано на антагонизме микробов между собой. Некоторые представители нормальной микрофлоры способны эффективно противостоять патогенным бактериям либо напрямую, продуцируя антимикробные факторы — лактат, лизоцим, перекись водорода, различные бактериоцины (специфические белки, подавляющие жизнедеятельность клеток других штаммов того же вида или родственных видов бактерий), либо опосредованно, лишая болезнетворные бактерии персистентных свойств, т.е. способности к долгому выживанию в организме. К таким «борцам» с патогенами относятся грамположительные бактерии: бифидобактерии, лактобациллы и энтерококки. Директор ИКВС доктор медицинских наук Сергей Викторович Черкасов так определил значимости оренбургской коллекции: «Наша коллекция позволяет сохранить обширный и разнообразный генетический материал микроорганизмов, который необходим для научных исследований — моделирования, генной инженерии, а также для экспертно-эпидемиологических работ. Надеемся, что в ближайшем будущем она станет востребованной предприятиями биотехнологического кластера. А фундаментальная новизна нашей коллекции — в том, что мы исследуем микроорганизмы с точки зрения межмикробного взаимодействия, их антагонистической или синергетической» (МИКРОБНЫЙ БАНК — НАШЕ БОГАТСТВО // http://uran.ru/node/4192).
Из приложений к данному ПФЗ следует, что на 2021 г. запланировано принятие закона «О порядке формирования, сохранения и развития государственной коллекции представителей нормальной микрофлоры человека, сельскохозяйственных животных и растений, а также криогенных банков образцов природных нормальных микробиоценозов (биоматериалов)». Несомненно, важным является и изучение факторов возникновения и развития структурных и функциональных нарушений генома человека на индивидуальном и популяционном уровнях. Оба обозначенных в данной статье направления можно сравнить с работами по использованию атомной энергии – если они направлены в мирное русло, то могут принести много пользы, а если во зло – то огромный вред. Это указывает на то, что оба направления исследований должны находиться под строгим контролем со стороны государства и общества.
Для предупреждения и предотвращения террористических актов и диверсий с использованием патогенных биологических агентов (патогенов) и иных преднамеренных биологических угроз (опасностей) ч. 4 статьи 11 предусматривает осуществление ряда мер, в том числе:
разработку и внедрение мер по повышению защищенности потенциально опасных биологических объектов, мест массового скопления людей;
разработку специальных мер по обеспечению биологической защиты, включая создание и применение средств биологической защиты, биологической разведки, индивидуальной и коллективной защиты, индивидуальных и групповых средств специальной обработки, средств медицинской защиты, а также иных мер по обеспечению биологической безопасности.
Эти меры, как и предыдущие, вновь могут быть использованы как в злых, так и в добрых целях. С помощью биологической разведки и повышения защищенности мест массового скопления людей можно предотвратить опасность для многих жизней, но с их помощью точно также возможно и подавление гражданских прав и свобод. Статья 12 устанавливает необходимость проведения мониторинга биологических рисков, который включает в себя выявление, анализ, прогнозирование, оценку и ранжирование биологических рисков на основе единых критериев. Порядок проведения мониторинга биологических рисков, включающий в себя критерии ранжирования биологических рисков и методику определения уровней биологических рисков, устанавливается Правительством Российской Федерации. Данные мониторинга биологических рисков вносятся в государственную информационную систему в области обеспечения биологической безопасности. Этой информационной системе посвящена статья 13 ПФЗ:
«1. В целях управления биологическими рисками, обеспечения обмена информацией между федеральными государственными органами, государственными органами субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления при осуществлении их взаимодействия в области обеспечения биологической безопасности формируется государственная информационная система в области обеспечения биологической безопасности.
2. Формирование государственной информационной системы в области обеспечения биологической безопасности осуществляется на основе статистических и иных документированных сведений, предоставляемых государственными органами и (или) находящимися в их ведении организациями.
3. Состав и порядок предоставления сведений, содержащихся в государственной информационной системе в области обеспечения биологической безопасности, а также используемые для их обработки информационные технологии и технические средства определяются Правительством Российской Федерации.
4. Создание, развитие, ввод в эксплуатацию, эксплуатация и вывод из эксплуатации государственной информационной системы в области обеспечения биологической безопасности и дальнейшее хранение содержащейся в ее базе данных информации, а также защита обрабатываемой информации в указанной государственной информационной системе осуществляются в соответствии с установленными Правительством Российской Федерации требованиями к порядку создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем и дальнейшего хранения содержащейся в их базах данных информации».
Итак, в нашей стране планируется создание еще одной государственной информационной системы, порядок функционирования которой определяется Правительством Российской Федерации. Подобную заботу об обеспечении биологической безопасности можно было бы только приветствовать, однако 21 апреля 2020 года в Государственную Думу РФ Правительство РФ внесло проект другого федерального закона № 946012-7 «О внесении изменений в статью 14 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»» (https://sozd.duma.gov.ru/bill/946012-7), в случае принятия которого в частные руки может быть отдана не только создание и модернизацию, но и сама эксплуатация государственных информационных систем. С учетом стремления Правительства РФ коммерционализировать все и вся, не получится ли, что все данные из государственной информационной системы в области обеспечения биологической безопасности, а также государственной коллекции представителей нормальной микрофлоры человека, сельскохозяйственных животных и растений и криогенных банков образцов природных нормальных микробиоценозов (биоматериалов) окажутся в руках частных отечественных и, вполне возможно, иностранных частных структур? В силу всего этого представляется необходимым внесение существенных изменений в данный законопроект.
Наша деятельность ведется на общественных началах и энтузиазме. Мы обращаемся к Вам с просьбой оказать посильную помощь нашей экспертной и правозащитной деятельности по защите традиционной семьи и детей России от западных технологий и адаптированных с помощью лоббистов законов. С Вашей помощью мы сможем сделать еще больше полезных дел в защите традиционной Российской семьи!
Для оказания помощи можно перечислить деньги на карту СБЕРБАНКА 4276 5500 3421 4679,
получатель Баранец Ольга Николаевна
или воспользуйтесь формой для приема взносов: