«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам государственной геномной регистрации»
02 ноября 2020 года в Государственную Думу РФ был внесен проект федерального закона № 1048800-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам государственной геномной регистрации» (https://sozd.duma.gov.ru/bill/1048800-7). 11.11.2020 г. Совет Государственной Думы рассмотрел этот законопроект, назначил ответственный комитет (Комитет Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции); до 16.12.2020 г. предложил представить отзывы, предложения и замечания к законопроекту, подготовить законопроект к рассмотрению Государственной Думой (Осенняя сессия) и включить законопроект в примерную программу (Осенняя сессия; 2020; декабрь). Законопроект предусматривает внесение значительных изменений в Федеральный закон от 3 декабря 2008 года № 242-ФЗ «О государственной геномной регистрации в Российской Федерации». Во-первых, предлагается новая редакция пункта 3 статьи 1 ФЗ: «3) геномная информация - биометрические персональные данные, включающие кодированную информацию об определенных фрагментах дезоксирибонуклеиновой кислоты физического лица или неопознанного трупа». Согласно действующей редакции «геномная информация - персональные данные, включающие кодированную информацию об определенных фрагментах дезоксирибонуклеиновой кислоты физического лица или неопознанного трупа, не характеризующих их физиологические особенности». Легко заметить, что из этого определения пропало положение, что фрагменты дезоксирибонуклеиновой кислоты того или иного лица не характеризуют его физиологические особенности. Следовательно, Правительство РФ, которое внесло данный ПФЗ в Государственную Думу, надеется с помощью геномной информации определять физиологические особенности человека и включать эти сведения в соответствующую базу данных.
Особенно опасным представляется предложенное авторами законопроекта изменение ст. 7 Федерального закона от 3 декабря 2008 года № 242-ФЗ «О государственной геномной регистрации в Российской Федерации», определяющей случаи обязательной государственной геномной регистрации. Согласно действующей редакции ФЗ ей подлежат: лица, осужденные и отбывающие наказание в виде лишения свободы за совершение тяжких или особо тяжких преступлений, а также всех категорий преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности; неустановленные лица, биологический материал которых изъят в ходе производства следственных действий, а также неопознанные трупы. Разработчики ПФЗ хотят существенно расширить первую категорию с помощью формулировки «лица, осужденные и отбывающие наказание в виде лишения свободы за совершение преступлений». Благодаря этому планируется проводить обязательную геномную регистрацию не только опасных преступников, но и лиц, совершивших не особо опасные преступления. Не останавливаясь на этом, авторы законопроекта хотят ввести в данную статью две новые категории лиц, подлежащих обязательной государственной геномной регистрации: «лица, подозреваемые в совершении преступлений, обвиняемые в совершении преступлений» и «лица, подвергнутые административному аресту». Что касается первой из этих категорий, то Правительство РФ в данном случае грубо нарушает Конституцию РФ, фактически приравнивая в этом отношении подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений лиц к осужденным приговором суда преступникам, хотя ч. 1 статьи 49 Конституции РФ четко и недвусмысленно определяет: «Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда». Поскольку заподозрен и обвинен в совершении преступления может быть и невиновный человек, данное предложение санкционирует принудительную геномную регистрацию части людей, не совершавших никаких преступлений. Еще более вопиющей является инициатива Правительства РФ осуществлять принудительную геномную регистрацию лиц, подвергнутых административному аресту. Однако согласно Кодексу об административных правонарушениях (КоАП), административный арест является всего лишь одним из видов административного наказания (статья 3.2) и применяется за 27 видов правонарушений. К их числу относятся злостное нарушение ПДД, появление в нетрезвом виде в общественных местах, мелкое хулиганство, собирание масс граждан в общественном месте, приведшее к нарушению общественного порядка или санитарных норм, публичная демонстрация запрещённой символики (атрибутики), сеяние вражды и ненависти, в т.ч. в Интернете, и т.д. Необходимо обратить внимание, что в соответствии со статьей 20.2 КоАП РФ административный арест может быть назначен за целый ряд действий:
- Вовлечение несовершеннолетнего в участие в несанкционированных собрании, митинге, демонстрации, шествии или пикетировании, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния,
- Организация либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 настоящей статьи,
- Действия (бездействие), предусмотренные частями 1 и 2 настоящей статьи, повлекшие создание помех функционированию объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры либо превышение норм предельной заполняемости территории (помещения),
- Действия (бездействие), предусмотренные частями 1 и 2 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда здоровью человека или имуществу, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния,
- Действия (бездействие), предусмотренные частью 5 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда здоровью человека или имуществу, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния,
- Участие в несанкционированных собрании, митинге, демонстрации, шествии или пикетировании, повлекших создание помех функционированию объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры,
- Организация либо проведение несанкционированных собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования в непосредственной близости от территории ядерной установки, радиационного источника или пункта хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ либо активное участие в таких публичных мероприятиях, если это осложнило выполнение работниками указанных установки, источника или пункта своих служебных обязанностей или создало угрозу безопасности населения и окружающей среды,
- Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частями 1 - 6.1 настоящей статьи, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния.
Статья 2 ПФЗ предлагает в Федеральном законе от 26 апреля 2013 года № 67-ФЗ «О порядке отбывания административного ареста» после слов «дактилоскопическая регистрация» дополнить соответствующие места словами «и обязательная государственная геномная регистрация». Соответственно положение об обязательной государственной геномной регистрации хотят включить и в часть 2 статьи 11 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных» (статья 3 ПФЗ). Осуществлять обязательную государственную геномную регистрацию лиц, подвергнутых административному аресту, планируют с 1 января 2023 г.
Однако в нашей стране уже сложилась практика, когда власти не дают разрешение на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий или пикетирования, в результате чего граждане не имеют законного способа выразить свое несогласие с ущемляющей их права той или иной ситуацией. Поэтому почти любое публичное выражение людьми своего недовольства грозит обернуться для них административным арестом и, если данный ПФЗ будет принят, принудительным сбором геномной информации. Поскольку на митинги, демонстрации и шествия ходит наиболее активная часть граждан, государство решило в первую очередь собрать в единую базу их генетическую информацию, с помощью которой, особенно в сочетании с электронными средствами контроля, можно будет легко отслеживать их передвижение и участие в тех или иных акциях. После того, как будут собраны данные на всех потенциально недовольных, может последовать следующий логический шаг – принятие закона об обязательной сдачи геномной информации всем населением страны. Рассматриваемый законопроект является важным шагом к созданию в нашей стране полицейского государства, аннулирующего права и свободы граждан.
Авторы ПФЗ так объясняют его необходимость: «Современные методы исследования ДНК позволяют проводить геномную регистрацию даже при минимальном количестве биологического материала, с высокой точностью и в достаточно короткие сроки. С развитием геномных технологий сокращаются сроки проведения идентификационных исследований ДНК, что особенно актуально в условиях возрастания количества проведенных соответствующих судебных экспертиз.
Зарубежный опыт показывает, что базы данных ДНК начинают эффективно функционировать при условии содержания в них геномной информации не менее 1 % от общего количества населения страны. В федеральной базе данных геномной информации (далее - ФБДГИ) содержится геномная информация 0,6 % от общего количества населения Российской Федерации (965 315 объектов учета) по состоянию на 1 января 2020 года.
В случае принятия соответствующего федерального закона массив ФБДГИ только за 2021 - 2023 годы может увеличиться до 5,2 млн. объектов учета (в первый год реализации положений соответствующего федерального закона в ФБДГИ будет помещена геномная информация свыше 945 тыс. лиц, а в последующие два года - не менее 1,8 млн. лиц ежегодно, за счет таких категорий как осужденные, подозреваемые, обвиняемые), что будет соответствовать 3,5 % от общего количества населения Российской Федерации.
Предлагаемое законопроектом расширение перечня лиц, подлежащих обязательной геномной регистрации, приведет к увеличению информационного массива ФБДГИ и более эффективному использованию геномной информации, полученной в ходе производства экспертиз и исследований, в раскрытии и расследовании преступлений, в том числе прошлых лет. В 2019 году при увеличении на 65 % количества поставленных на учет в ФБДГИ генетических профилей лиц, осужденных и отбывающих наказание в виде лишения свободы (внесено в ФБДГИ 229 918 объектов учета), количество совпадений их с данными ДНК следов, изъятых с мест нераскрытых преступлений, возросло на 1,5 раза. Для сравнения: в 2018 году - 2 102 совпадений, в 2019 году - 3 176 совпадений» (Пояснительная записка к проекту федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам государственной геномной регистрации», л. 2). Однако даже если приводимые данные соответствуют действительности, увеличение раскрываемости преступлений на несколько тысяч никак не оправдывают нарушение конституционных прав сотен тысяч и даже миллионов людей. Подобной логикой «революционной целесообразности» можно в конечном случае оправдать любое, даже самое вопиющее нарушение прав людей. Не менее показательная и ссылка на зарубежный опыт, согласно которому базы данных ДНК начинают эффективно функционировать при условии содержания в них геномной информации не менее 1 % от общего количества населения страны. Однако при желании всегда можно будет заявить, что для эффективности функционирования в базе данных ДНК должно содержаться информация 10, 50 или 100 % населения страны. Весьма странно, что при оказании помощи населению, пострадавшему от коронавирусной эпидемии, Правительство РФ не руководствуется зарубежным опытом стран Запада, выделивших достаточно крупные суммы денег каждому гражданину, однако этот опыт оказывается немедленно востребован, как только речь заходит о контроле и слежке за людьми.
Поскольку с помощью геномной информации можно получить важные сведения о частной жизни человека, данный ПФЗ является еще и грубейшим нарушением права на неприкосновенность этой жизни. Следует иметь в виду, что часть 1 ст. 23 Конституции РФ закрепляет право каждого на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну. Часть 1 ст. 24 Конституции РФ устанавливает прямой запрет на сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия. Часть 1 ст. 21 Конституции РФ гарантирует каждому государственную охрану достоинства личности. Однако это достоинство личности неизбежно будет нарушено, когда будет осуществляться принудительная государственная геномная регистрация даже не преступников, а не совершивших никаких уголовных преступлений лиц, просто оказавшихся подвергнутых административному аресту. Таким образом, эта инициатива Правительства РФ вновь оказывается в прямом противоречии с Конституцией нашей страны. Словно в насмешку авторы ПФЗ заявляют: «Обязательная государственная геномная регистрация лиц, указанных в законопроекте, осуществляется при неуклонном соблюдении равноправия граждан, их конституционных прав на свободу и личную неприкосновенность, достоинство личности, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести и достоинства, а также иных прав, свобод и законных интересов человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации» (Пояснительная записка к проекту федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам государственной геномной регистрации», л. 4).
В связи с вышеизложенным необходимо принять все возможные меры для отклонения проекта федерального закона № 1048800-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам государственной геномной регистрации», который противоречит Конституции РФ, представляет угрозу правам и свободам граждан и способствует превращению Российской Федерации в полицейское государство.
Наша деятельность ведется на общественных началах и энтузиазме. Мы обращаемся к Вам с просьбой оказать посильную помощь нашей экспертной и правозащитной деятельности по защите традиционной семьи и детей России от западных технологий и адаптированных с помощью лоббистов законов. С Вашей помощью мы сможем сделать еще больше полезных дел в защите традиционной Российской семьи!
Для оказания помощи можно перечислить деньги на карту СБЕРБАНКА 4276 5500 3421 4679,
получатель Баранец Ольга Николаевна
или воспользуйтесь формой для приема взносов: