Аналитическая справка по проекту постановления Правительства РФ по БД воздушных перевозок

#
Общественный уполномоченный по Защите Семьи
0

«Об утверждении требований к автоматизированной информационной системе оформления воздушных перевозок, к базам данных, входящим в ее состав, к информационно-телекоммуникационной сети, обеспечивающей работу указанной автоматизированной информационной системы, к ее оператору, а также мер по защите информации, содержащейся в ней, и порядка ее функционирования, а также о внесении изменений в пункт 30(4) Правил формирования и ведения единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных и единого реестра программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»

25 апреля 2022 г. Минтранс России опубликовал проект постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении требований к автоматизированной информационной системе оформления воздушных перевозок, к базам данных, входящим в ее состав, к информационно-телекоммуникационной сети, обеспечивающей работу указанной автоматизированной информационной системы, к ее оператору, а также мер по защите информации, содержащейся в ней, и порядка ее функционирования, а также о внесении изменений в пункт 30(4) Правил формирования и ведения единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных и единого реестра программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (https://regulation.gov.ru/Regulation/Npa/PublicView?npaID=126983#). Необходимость принятия данного НПА в Пояснительной записке объясняется следующим образом: «В условиях реализации со стороны иностранных государств санкционных рисков, направленных на российские компании, осуществляющие авиаперевозки, а также повышения безопасности персональных данных пассажиров и противодействия терроризму, необходимо исключить возможность использования информационных систем оформления воздушных перевозок, собственниками или разработчиками которых являются компании-резиденты иностранных государств. Ограничение или блокировка доступа отечественных авиакомпаний, использующих систем, к которым имеют доступ компании, расположенные в иностранных государствах, повышает риски дестабилизации пассажирских перевозок как на внутренних, так и международных линиях.

Деятельность, связанных с разработкой, созданием и эксплуатацией автоматизированной системы оформления воздушных перевозок, в целях обеспечения суверенитета Российской Федерации при выполнении воздушных перевозок, должна осуществляться на основе отечественных компонентов организациями-резидентами Российской Федерации.

В целях реализации указанных требований подготовлен проект постановления, закрепляющий порядок использования отечественного программного обеспечения в работе АИС ОВП, в том числе включение сведений об указанной системе и ее компонентах в Единый реестр российского программного обеспечения, а также предусматривающий изменение порядка проверки сведений, содержащихся в дополнительных требованиях к программам для электронных вычислительных машин и базам данных, сведения о которых включены в реестр российского программного обеспечения» (Пояснительная записка к проекту постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении требований к автоматизированной информационной системе оформления воздушных перевозок, к базам данных, входящим в ее состав, к информационно-телекоммуникационной сети, обеспечивающей работу указанной автоматизированной информационной системы, к ее оператору, а также мер по защите информации, содержащейся в ней, и порядка ее функционирования, а также о внесении изменений в пункт 30(4) Правил формирования и ведения единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных и единого реестра программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации», л. 2). Проектом постановления утверждаются требования к автоматизированной информационной системе оформления воздушных перевозок. П. 2 Требований определяет следующие задачи автоматизированных систем. Они, как комплекс самостоятельных взаимодействующих между собой систем (компонентов), должны обеспечивать:

В состав автоматизированных систем должны входить в том числе:

Следующие пункты определяют задачи, которые должны решать эти системы. Справочные информационные системы должны обеспечивать накопление и хранение данных о тарифах, сборах и расписании движения воздушных судов, другой отраслевой информации, необходимой для обеспечения работы автоматизированных систем, и предоставление указанных сведений операторам систем бронирования воздушных перевозок и федеральным органам исполнительной власти. Инвенторные системы бронирования должны обеспечивать:

Системы регистрации пассажиров и багажа, использующие базы данных записей о пассажирах инвенторных систем бронирования, должны обеспечивать обслуживание пассажиров на рейсах перевозчиков, включая:

Автоматизированные распределительные (дистрибутивные) системы должны обеспечивать:

Системы взаиморасчетов должны обеспечивать:

Сведения об автоматизированной информационной системы оформления воздушных перевозок и ее компонентах должны быть включены в Единый реестр российского программного обеспечения.

Для автоматизированной системы и ее компонентов устанавливаются следующие дополнительные требования:

Исключительные права на автоматизированную информационную систему оформления воздушных перевозок и все системы, входящие в ее состав, на территории всего мира и на весь срок действия исключительного права должны принадлежать одному либо нескольким из следующих лиц (далее - правообладатель):

Важным является п. 9.2: «Автоматизированная информационная система оформления воздушных перевозок (в том числе, все системы и сторонние компоненты, входящие в ее состав) и информационно-телекоммуникационная инфраструктура, обеспечивающая ее работу, не должны иметь принудительного обновления и управления из-за рубежа». Непосредственно с ним связан п. 9.5, согласно которому автоматизированная информационная система оформления воздушных перевозок и все системы, входящие в ее состав, обеспечивающие оформление и выполнение внутренних воздушных перевозок пассажиров, должны обеспечивать полнофункциональное использование системы без необходимости подключения сторонних или дополнительных программных/аппаратных компонентов, находящихся за пределами территории Российской Федерации.

Однако в это связи удивление вызывает п. 9.6: «Базы данных и обрабатывающие вычислительные комплексы (серверы), базы данных систем, обеспечивающих регистрацию пассажиров и багажа, оформление внутренних воздушных перевозок пассажиров, включая процессы создания, хранения, изменения, удаления записей о пассажирах, электронных билетах, ордерах разных сборов, должны располагаться на территории Российской Федерации.

При оформлении в рамках соглашений о совместной эксплуатации рейсов с иностранными авиакомпаниями внутренних воздушных перевозок пассажиров, выполняемых российскими перевозчиками, базы данных и обрабатывающие их вычислительные комплексы (серверы) систем, входящих в состав автоматизированной информационной системы оформления воздушных перевозок, могут располагаться за пределами территории Российской Федерации».

Начав с правильного положения о необходимости нахождения различных баз на территории Российской Федерации, во втором абзаце этого пункта авторы НПА сами делают исключение из этого правила, что во многом сводит на нет значимость данного положения.

Согласно п. 9.3 правообладатель автоматизированной информационной системы оформления воздушных перевозок должен иметь:

Гарантийное обслуживание, техническая поддержка и модернизация автоматизированной информационной системы оформления воздушных перевозок и всех систем, входящих в ее состав, должны осуществляться российской некоммерческой или коммерческой организацией (п. 9.4).

Оператором автоматизированной системы является российская коммерческая или некоммерческая организация (п. 10). Согласно п. 11 организация операторами и пользователями автоматизированных систем обработки персональных данных пассажиров и контроль трансграничного перемещения этих данных должны осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации в области персональных данных в порядке, установленном договорами между операторами и пользователями автоматизированных систем. Как видим, и здесь предусматривается возможность трансграничного перемещения персональных данных наших граждан.

П. 12 содержит перечень того, что должны обеспечивать операторы автоматизированных систем:

Как видим, цифровизаторы и здесь стараются максимально возможно использовать ЕСИА и идентификацию пассажиров с ее использованием.

Согласно п. 13 меры по защите информации, содержащейся в автоматизированных системах, реализуются операторами автоматизированных систем посредством обеспечения конфиденциальности и целостности информации, передаваемой через общедоступные каналы связи, с применением сертифицированных средств криптографической защиты информации. П. 14 устанавливает, что функционирование автоматизированных систем должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации, а сами автоматизированные системы должны соответствовать требованиям по безопасности, установленным статьями 10 и 11 Федерального закона от 26 июля 2017 г. № 187-ФЗ "О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации".

Как видим, несмотря на все высокопарные заявления об импортозамещении, данный проект постановления Правительства РФ не устанавливает требования, чтобы все компоненты систем имели отечественное происхождение, а ограничивается лишь тем, что они не должны иметь принудительного обновления и управления из-за рубежа, т.е. фактически, соглашаясь с тем, что оборудование данных систем полностью или частично будет иметь иностранное происхождение. Еще одним положением, способным уменьшить риск для наших граждан, стало требование о том, чтобы базы данных и обрабатывающие вычислительные комплексы (серверы), базы данных систем, обеспечивающих регистрацию пассажиров и багажа, оформление внутренних воздушных перевозок пассажиров, включая процессы создания, хранения, изменения, удаления записей о пассажирах, электронных билетах располагались на территории Российской Федерации, однако оно было сведено на нет оговоркой, что эти базы могут располагаться за пределами территории Российской Федерации при заключении соглашений о совместной эксплуатации рейсов с иностранными авиакомпаниями внутренних воздушных перевозок пассажиров, выполняемых российскими перевозчиками (п. 9.6). Полагаем, что данная оговорка должна быть исключена, а требование о том, чтобы все компоненты систем и все используемые в этой сфере программы имели отечественное происхождение – включены в проект данного постановления Правительства РФ.

Остались вопросы? Вы можете задать их нам через чат-бота в телеграм
Задать вопрос
Подписывайтесь на наши ресурсы:
#Цифровизация
Дорогие друзья!

Наша деятельность ведется на общественных началах и энтузиазме. Мы обращаемся к Вам с просьбой оказать посильную помощь нашей экспертной и правозащитной деятельности по защите традиционной семьи и детей России от западных технологий и адаптированных с помощью лоббистов законов. С Вашей помощью мы сможем сделать еще больше полезных дел в защите традиционной Российской семьи!

Для оказания помощи можно перечислить деньги на карту СБЕРБАНКА 4276 5500 3421 4679,
получатель Баранец Ольга Николаевна
или воспользуйтесь формой для приема взносов: